Как выжить при кораблекрушении

Неважно, куда ты отправляешься — в круиз по Волге, по следам «Титаника» через Атлантику или на пароме из Санкт-Петербурга в Хельсинки, — любой маршрут может оборваться кораблекрушением.

В начале оговоримся: не все приводимые нами правила выживания работают в молниеносных катастрофах, вроде недавнего падения Як-42 с хоккеистами «Локомотива» или трагической гибели теплохода «Булгария». Однако если у тебя есть хотя бы пара минут до наступления мгновения Х, не трать их понапрасну и срочно вспоминай, чему мы тебя учили. Шанс выкарабкаться есть почти всегда.

Фото 1 - Как выжить при кораблекрушении

ФАКТ
Крупнейшим кораблекрушением в истории человечества, произошедшим в мирное время, стала вовсе не история с «Титаником», как ты наверняка думаешь. 20 декабря 1987 года пассажирский паром «Донья Пас» недалеко от Филиппин столкнулся с танкером «Вектор». Пассажиры парома, прыгавшие с накренившегося судна, оказывались в вытекающей из танкера горящей нефти, от которой не спасало даже глубокое погружение под воду. Оставшиеся на борту либо задохнулись в густом дыму, либо утонули вместе с паромом. Всего на месте крушения погибли 4375 человек, позже от полученных ожогов скончались еще 30 пассажиров.

Фото 2 - Как выжить при кораблекрушении

Эксперт:
Андрей Легошин

Заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, спасатель международного класса

Будь начеку еще до начала рейса. Поинтересуйся, есть ли у судна и транспортной компании лицензии на перевозку пассажиров. Перед посадкой на борт посмотри, закрыты ли иллюминаторы на нижних палубах (именно «окнами» черпанула воду «Булгария», унесшая 10 июля 2011 года с собой на дно 122 человека). Но если ты все предусмотрел, а на судне все же прозвучала команда: «Пассажирам надеть спасательные жилеты!» — слушай сюда.

1. Надень на себя как можно больше одежды — она поможет тебе сохранить драгоценное тепло. Не бойся во всем этом моментально пойти ко дну — сверху ты как раз наденешь спасательный жилет. Правило «Ныряй в одежде» актуально и для теплых широт, так как в воде температурой ниже 33 °С — а даже в тропической зоне Мирового океана она достигает максимум 29-30 °С — ты довольно быстро погибнешь от переохлаждения. Особенно интенсивно тепло уходит через голову, шею, область паха и ступни — эти части тела нужно защитить тщательнее всего.

2. Выбирайся, руководствуясь планом эвакуации, который ты найдешь на стенах своей каюты или в коридорах. Твоя задача — попасть на верхнюю палубу, именно там на любом судне расположены спасательные шлюпки и надувные плоты. «В первый же день на борту не поленись — пройди весь предлагаемый путь эвакуации из каюты. Запомни его детали, — советует наш эксперт Андрей Легошин. — Если случится крушение, будет суматоха и паника, без тренировки в коридорах большого корабля ты точно заблудишься». Не забывай, что старинный морской закон гласит: в первую очередь в шлюпках должны оказаться женщины, дети и раненые. Последним же терпящее бедствие судно покидает капитан.

3. Если в надувную шлюпку или на плот придется прыгать прямо с борта теплохода, убедись, что на твоей одежде и обуви нет металлических частей — застежек, пряжек — которые могут повредить обшивку. Постарайся упасть на надувные части плавсредства. Падай боком, ни в коем случае нельзя приземляться на ноги, особенно на дно лодки — пробьешь и погибнешь, но не от воды, а от рук других пассажиров еще до прибытия помощи.

4. Если прыгаешь прямо в воду, лучше делать это «солдатиком», закрыв одной рукой нос и рот, а другой держась за спасательный жилет и крепко сжав ноги вместе. «Обязательно посмотри вниз, чтобы не прыгнуть кому-нибудь на голову, — советует Андрей Легошин. — И, оказавшись в воде, начинай отплывать в сторону по двум причинам: во-первых, пока на тебя не приземлился следующий пассажир, а во-вторых, чтобы оказаться от тонущего судна не менее чем в 100 метрах, чтобы тебя не затянуло в воронку, которая образуется при полном погружении теплохода в воду».

Комментарии

22
сергей
09 сентября 2016 9:43

Как человек , отдавший морю 14 лет - читал и мерзко подхихикивал. Эксперт сам тонул на пассажирском теплоходе?. Надувные шлюпки на "пассажире" ваще умилили , где он нашёл и сколько они выдержат - представил как сигают на волне в 2-3 балла тётки в шубах в надувную шлюпку)))))))))))))) чушь несусветная - все приземлятся точно в воду. - факт. Расписание по тревогам в каждой каюте и тут уже от ответственности каждого зависит. Солдатиком прыгать. Эксперт знает что такое крен в 30 градусов на волне ? - это "жопа" ещё та. И выползти просто из каюты будет проблематично, даже на суперсовременном круизном лайнере. Поэтому их и делают максимально адаптированными к любым погодным условиям, с максимальным обеспечением безопасности пассажира.. А если начнётся форс-мажор с пожаром или задымлением - двери на магнитных замках по пожарной тревоге сразу перекрывали все коридоры для предотвращения доступа кислорода - можете представить состояние человека когда он не знает куда теперь бежать. И это только предварительный этап. И когда тебе повезло и ты выбрался на свежий воздух - а у судна крен - ты как нормальный ползёшь наверх соответственно - а спасательные шлюпки спустить невозможно ( даже с учётом того что по каждому борту шлюпок должно хватать для всех). Приходится прыгать так, желательно скинув плот под себя - так в него ещё надо забраться, при волнении это не так легко как пишется в инструкциях, особенно испуганному пассажиру. А то что написано в статье - кто чего кому там должен - так это в статье - на самом деле пока мораль одна - выживает сильнейший. Плавали - знаем. А помножить это на коэффициент, что всё это происходит в северных широтах - то картина будет удручающей ваще. Так что лучше не знать всех этих инструкций и отмести даже мысль что попадёте в такую ситуацию - нервы сохраните.

Совуня
16 мая 2016 14:14

Да застраховаться от кораблекрушения невозможно совершено никак! Советы очень дельные и конечно страшно что если когда то нам или кому- то другому из читателей придется какой то из таких советов опробовать на себе, потому что действительно ужасно страшно становится когда ты понимаешь, что тебе приедятся плавать в спасательном жилете в море иинезивестно как быстро придет помощь и успеешь ли ты сохранить жизнь. Как еще страшнее в такой ситуации оказаться со своим ребенком, потому конечно после этой статьи у Аня отпало желание путешествовать и рассматривать варианты морских или даже речных круизов для семейного отдыха, потому что несмотря на полученные действенные советы как же надо себя вести в случае того, когда мы на корабле и корабль этот терпит бедствие я получила, но опробовать их по жизни мне не хочется совершенно.

Дмитрий
03 апреля 2015 9:56

Ничего не скажешь- водная стихия ошибок не прощает.
Насчёт того, чтобы избегать паники- это самое главное, но во многом зависит от правильных действий экипажа, паасажиры- обычные люди, в большинстве неподготовленные, вполне могут запаниковать

Добавить комментарий
Показать ещё