Как научиться слушать классическую музыку и не скучать: 5 шагов

Представь: тебе предстоит поход на концерт классической (вернее — академической) музыки, а ты — ну совсем неподготовленный слушатель. Скрипач Роман Минц объясняет, как настроить себя на серьезное искусство.
Фото 1 - Как научиться слушать классическую музыку и не скучать: 5 шагов
Фото 2 - Как научиться слушать классическую музыку и не скучать: 5 шагов
Эксперт
Роман Минц, скрипач, преподаватель, лауреат международных музыкальных премий, художественный руковдитель фестиваля «Возвращение»

1. Не жди потехи

Важно более или менее понимать, зачем идешь на концерт. Просто развлечься? Не вариант. Ты же не возьмешься читать большой серьезный роман только смеху ради или чтобы развеяться? Вот и тут то же самое. Имеет смысл идти в концертный зал не чтобы отключиться, а наоборот, чтобы попытаться подключиться к чему-то серьезному. В этой ситуации желание почувствовать (или понять — как угодно) музыку — самое главное.

2. Приоткрой теорию

Важно подготовиться. Не то чтобы это было обязательно, можешь положиться на эмоции и чистое восприятие происходящего. Но чтобы было проще «включиться» в произведение, лучше предварительно покопаться в интернете, почитать что-то музыковедческое о тех вещах, которые предстоит услышать. Любое произведение устроено по каким-то законам, имеет некую форму — в итоге получается не просто набор музыкальных тем, а череда фрагментов, которые выстраиваются в определенную схему, и ее даже начертить можно. Cопоставь прочитанное с тем, что услышишь.

3. Окунись в историю

Музыковедческие выкладки кажутся дремучим лесом? Тогда прочитай, в каком историческом контексте создавалось произведение. Так, если Дмитрий Шостакович написал симфонию в блокадном Ленинграде, это, конечно, имеет большое значение для ее понимания. С другими композиторами такой трюк тоже может сработать.

4. Соучаствуй, а не наблюдай

С точки зрения профессионального музыканта, концерт — это не просто «одни исполняют, другие слушают». Любое музыкальное произведение существует, только когда звучит, так что тебе выдался уникальный шанс стать свидетелем события. Музыка создается здесь и сейчас, не просто на глазах публики, а при ее непосредственном участии. Авторы произведения — не только сам композитор, но в равной степени и исполнитель, и слушатель. Какой музыку услышит этот слушатель — такой она и будет. Важна не только степень подготовленности, но и желание соучастия.

5. Понравилось?

Есть музыка, которая не оставляет равнодушным никого, кто хочет к ней приобщиться, — например, Бах, Брамс, Чайковский. И если твое первое знакомство с классикой прошло успешно и ты хочешь продолжения, как можно больше слушай и выбирай то, что нравится лично тебе. Пугает симфоническая музыка? Прислушайся к камерной. Старинные произведения навевают скуку? Попробуй современных композиторов. Смысл в том, что никто не скажет тебе: это хорошо, а это плохо. Решаешь ты сам.

MH Стать соучастником самого Романа Минца ты сможешь 25 марта в Камерном зале Московского международного дома музыки: сам Роман, Кристина Блаумане (виолончель) и Екатерина Апекишева (фортепьяно) исполнят «Три фортепианных трио» Иоганнеса Брамса.

Сет от шефа

Пять разных произведений академической музыки, которые Роман Минц советует новичку попробовать на вкус.

  1. Иоганнес Брамс, Трио до минор
  2. Фредерик Шопен, Ноктюрн до минор
  3. Иоганн Себастьян Бах, Jesu bleibet meine freude
  4. Альфред Шнитке, Concerto grosso no.1
  5. Король Генрих VIII, баллада «Зеленые рукава» («Green sleeves»)

Комментарии

11
ЕВГЕНИЙ
20 марта 2016 6:22

классическая музыка это как обязательные авторы из курса литературы в школе, нужно заставить себя начать читать/слушать или просто дорасти

Влада
19 марта 2016 20:15

Полностью согласна с тем высказыванием, что классическая музыка предназначена не для развлечения. Хотя будучи на концерте классической музыки в 10 лет я с подружкой нашла, над чем можно посмеяться.
Уж больно нас развеселил пианист, который очень эффектно тряс головой в такт исполняемых им произведений. :-)))

Сусуватари
17 марта 2016 0:23

Даже музыкальная школа не сделала из меня поклонника классической музыки. Тем более не воспринимаю классику в стенах концертного зала, с кучей отвлекающих факторов. Вот когда концерты проводят в средневековых соборах - это совсем другое дело, совершенно иное восприятие.

Добавить комментарий
Показать ещё