Дети и учеба: как дать ребенку образование и не испортить ему жизнь

Известный спортивный журналист и «русский голос» «Формулы-1» Алексей Попов продолжает делиться с тобой своими соображениями об отцовстве и воспитательном процессе. Сегодня говорим об образовании.
Дети и учеба: как дать ребенку образование и не испортить ему жизнь
Фото 1 - Дети и учеба: как дать ребенку образование и не испортить ему жизнь
Алексей Попов, журналист и телекомментатор
Карьеру журналиста начал в 1991 году в газете «Спорт-Экспресс». Гонки «Формулы-1» комментирует с 1992 года

Если в первой речь еще шла о рождении, то есть просматривалась темпоральная логика, так сказать, то переход от второй — спорта, к третьей — учебе, может быть истолкован как своеобразный манифест о примате мышц над извилинами. Но прошу тебя, о строгий и внимательный читатель (чуть не написал зритель — привычка) — не требуй многого. Что взять со спортивного комментатора? Когда он сел писать во прошлый раз, то первой мыслию был спорт, куда без него.

Теперь же, когда очевидное было исчерпано и осталось позади, приходится обращаться к вечному. И очевидному, наверное, для всех, кроме меня. Теперь, когда я это сказал, то уже и сам вижу отчетливо: действительно, дети и учеба, что может быть связаннее. Это как взрослые и работа. Старики и пенсии. Животные и природа. Зима и близко. Список, как говорится, неисчерпаем.

1. Итак

Я здесь не для того, чтобы давать советы, иначе бы и не взялся. Да и какие советы, когда у всех совершенно разная ситуация. Я могу лишь делиться собственным опытом. С одной стороны, я сам — единственный ребенок, два родителя — преподаватели вузов с учеными степенями и, конечно, золотые медалисты в прошлом. В итоге я, с одной стороны, вынужден был регулярно учиться на одни пятерки (ибо знал, что за четверку меня если не отругают, то, по крайней мере, откровенно не похвалят, да так, чтобы я осознавал, как неправ), а с другой — учебу, что уж душой кривить, ненавидел. Причем люто.

Как только начал работать, бросил университет (то есть уже после первой же сессии, ибо работать начал еще до первого сентября). Когда проходил мимо бывшей школы — аж дрожь била. Какие бы ни были проблемы — с разводами, деньгами, начальством, — все равно думал: Господи, какое счастье, что я взрослый. Какое счастье, что сюда, в эту обитель зла, мне больше не надо ни ногой!

2. Однако!

Теперь я все больше понимаю, что система образования, о которой мне повторяли родители, — не миф. Что все эти мучения сделали меня в итоге сознательным изнутри. Сейчас мне не нужен строгий контроль, не нужны штрафы, выговоры, порицания. Я за неделю до гонки сам начинаю читать сотни документов на пяти языках, сам распечатываю, вырезаю, подчеркиваю, раскладываю, готовлю. Мог бы после 25 лет работы, зная о своем предмете буквально все, просто прийти и отработать на классе. Мог бы. Но не делаю так.

Никто бы не заметил, никто бы не придрался. Но внутри все жестче с годами, тот самый, заложенный с болью и отрицанием стержень. Кроме того, постоянное самообразование. Давно позади школа, а я на многие тысячи каждый месяц покупаю книг — и читаю. Почти каждый день. И опять же — никто не стоит над душой.

3. Ну а дети?

С одной стороны, после своего ужаса в школе я твердо решил никогда с них ничего не спрашивать и не ругать никогда ни за какие оценки, с другой — удивительным образом они все в итоге оказались среди интеллектуальной элиты. Старший в свои 22 учится не просто на философа, но собирается философию преподавать. Читает и пишет такие трактаты, что я с трудом сохраняю нить в разговоре с ним (и дело не в языке — у меня вообще с французским лучше, чем с русским).

Средний учился ни шатко ни валко — то в шахматный кружок ездил, то картины писал, то на пианино играл, то под парусом ходил (и чаще все это вместе). А теперь в 16 лет заканчивает колледж, и когда у всех результаты там упали, у него вдруг резко выросли. И средняя оценка — 16 из 20 перед лицеем. Просто шок. По некоторым предметам и 19. А во Франции, чтобы вы понимали, и 14 считается отличной оценкой. А младший в Москве. В школе не очень интересно в его 9 лет — все ясно. Музыкальная школа, художественная, дополнительные занятия физикой, математикой, хоккеем. И думаете, его кто-то туда тянет? Наоборот, не могут уговорить угомониться и дома посидеть!

4. Вывод?

Да нет никакого вывода, в том-то и проблема. Получается, что тяни человека к знаниям, что вообще ничего ему не говори. Кто захочет расти над собой — вырастет. Кому интересно — будет толк. Ну и наоборот. Один совет: личным примером заинтересуйте в чем-нибудь. Покажите, что жизнь — это интересно. Что это не телевизор и диван. Что это книги. Хорошие и разные.

Комментарии

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.