Дело рук утопающих: 5 удивительных историй о выживших в море

Море — штука приятная, особенно если не Берингово: тех, кто выбирается раз в год на теплое побережье, даже медузы не особенно напрягают. Но иногда судьба, расщедрившись, подбрасывает довольно оригинальные подарки, о которых ее вообще никто не просил — например, отправляет в очень долгий морской круиз, в котором нужно очень постараться, чтобы выжить. Кто-то сознательно отправляется в экстремальное плаванье, как герои телепроекта «Мятеж», а кто-то совершенно не планировал выживать в открытом море — но пришлось.
Фото 1 - Дело рук утопающих: 5 удивительных историй о выживших в море

1. Двое на яхте, не считая собак

В мае 2017 года две подруги из Гонолулу (это на Гавайях), почувствовали то, что хоть раз в жизни чувствует каждая девушка: нестерпимую жажду приключений. Дженнифер Аппель и Таша Фуаба решили отправиться на Таити, но не самолетом и даже не на лайнере, а самостоятельно, на небольшой яхте. Взяв с собой двух собак, они отплыли на маленьком паруснике к берегам острова, которых им так и не было суждено увидеть. 30 мая они попали в сильный шторм: судно повредилось, и из строя вышел двигатель. Однако это не стало достаточно веским аргументом в пользу того, чтобы свернуть путешествие — девушки решили продолжить плаванье и все-таки побывать на острове своей мечты. Вместо двигателя они попытались использовать парус, но из этой затеи ничего не вышло — не хватило опыта и мастерства, поэтому им пришлось просто сдаться на волю случая и ждать, когда их прибьет к ближайшему берегу.

В итоге девушки дрейфовали в океане 5 месяцев, причем их отнесло так далеко от активных морских путей, что даже некому было подавать сигналы помощи — никто бы не увидел и не услышал. Спасли их только в конце октября — тайваньские рыбаки заметили горе-мореплавательниц в 1500 километрах от Японии (это 8000 километров от Таити) и передали информацию береговой охране США. Те выслали за ними ближайший корабль — им оказался десантный корабль ВМС США «Эшланд», который благополучно поднял девушек на борт. Как рассказали Дженнифер и Таша, выжить они смогли только благодаря опреснителю воды, который был на яхте, а также собственной предусмотрительности — с собой они взяли годовой запас овсянки, макарон и риса. Для тех, кто переживает за собак, рассказываем: с питомцами все в порядке, на них даже надели спасательные жилеты во время транспортировки на большой корабль.

2. Сходили за хлебушком

Тоска по райским берегам Таити может одолеть не только прекрасных девушек, но и даже суровых, потрепанных жизнью мужчин. В 1788 году британский корабль «Баунти» под руководством капитана Уильяма Блая приплыл на остров, чтобы собрать саженцы хлебного дерева — Великобритания планировала поставлять эти растения в качестве дешевой и сытной пищи для рабов в своих американских колониях. Экипаж провел на острове почти пять месяцев, за которые успел проникнуться глубокой симпатией к местным женщинам, прекрасному климату и беззаботной, размеренной жизни на берегу.

Поэтому, когда «Баунти» наконец отправился к Карибскому архипелагу, чтобы доставить саженцы в колонии, и матросам вновь пришлось нести тяжелое бремя службы, на борту начались волнения. Зачинщиком был помощник капитана, Флетчер Кристиан. В ночь на 28 апреля он поднял мятеж и захватил власть на корабле. Убить капитана и полкоманды он, однако, не решился, поэтому решил просто избавиться от них. Бунтовщики высадили Блая и тех, кто остался ему верен, на семиметровый баркас и оставили посреди Тихого океана с запасом еды и воды на пару дней — они не сомневались, что дольше никто просто не протянет.

Назло всем Блай не только протянул, но и вытянул за собой всю команду. Ему удалось установить жесткий порядок и сплотить всех ради общей цели — выживания. Незапланированная экспедиция растянулась на семь недель, за которые команда прошла 6700 километров на крошечной лодке по Тихому океану. Блай, прежде уже ходивший этим маршрутом вместе с Джеймсом Куком, смог по памяти, без карт и компаса, проложить верный путь к берегам острова Тимор, ориентируясь только по звездам. По пути, конечно, встречались и другие острова, но высаживаться туда экипаж не рисковал — без оружия знакомиться с аборигенами как-то не возникало желания. В итоге Блай и его люди благополучно добрались до цели, а после вернулись в Англию — их экспедиция стала одним из самых выдающихся эпизодов морской истории Великобритании.

Фото 2 - Дело рук утопающих: 5 удивительных историй о выживших в море

Проверить, способен ли современный человек, привыкший во всем полагаться на технику, на такие подвиги берется команда проекта «Мятеж» на Discovery Channel: девять участников на лодке, повторяющей размеры оригинального баркаса, отправляются по маршруту капитана Блая. У них так же не будет никакого специального снаряжения, а вот испытания в пути будут аналогичными: преодолеть наудачу Большой Барьерный риф, выстоять в шторм, спастись от акул, не умереть от голода и жажды. Рассчитывать команда проекта будет только на свои силы, знания, навыки и дневник капитана Блая — записи, которые чудом сохранились во время его легендарного плавания. Проект «Мятеж» выходит на Discovery Channel по вторникам в 22:00.

3. Спасительное птицеедение

440 дней длилось незапланированное морское путешествие 37-летнего рыбака Хосе Альваренга. Сам он родом из Сальвадора, но последний год жил в Мексике, откуда и отправился в декабре 2012 года вместе со своим напарником Иезекиилем в море. Они планировали короткую однодневную вылазку, но в нескольких километрах от берега мотор приказал долго жить — рыбаков стало уносить все дальше в океан. Поняв, что рассчитывать на спасение не приходится, опытный Альваренга призвал на помощь все свои знания и умения: он ловил чаек и черепах, собирал дождевую воду, отгонял от лодки молодых акул.

Несмотря на всего его усилия, юный Иезекиил не смог продержаться в экстремальных условиях открытого моря — он умер через месяц после начала плавания. Хосе пришлось справляться в одиночку. Поначалу дела были еще ничего — без весел, еды, пресной воды, компаса, в полном одиночестве под палящим солнцем он ловил рыбу, налегал на чаек, пил кровь черепах и был твердо настроен выжить. Но после нескольких месяцев дрейфа в непонятном направлении по океану, которому не видно ни конца, ни края, он начал съезжать с катушек — рыбаку виделись родные и близкие, он впадал в отчаяние и мечтал покончить с собой.

К счастью, ему то ли не хватило духу, то ли, наоборот, хватило силы воли — от мысли о суициде Хосе отказался. Он потерял счет времени и просто сдался на милость судьбы, которая в итоге помогла ему мирно пересечь Тихий океан и выбросила на берег Маршалловых островов. Этот путь от Мексики до Микронезии длиной примерно в 10 тысяч километров, который Хосе преодолел на своей 7-метровой лодке, занял больше 14 месяцев. Жители единственного дома на побережье приютили Хосе, дали ему одежду и еду, на которую рыбак набросился, как дикий зверь. На всю округу не нашлось никого, кто говорил бы по-испански, поэтому коммуникация была сильно затруднена. Впрочем, у этой истории счастливый финал — Хосе подлечили, подстригли, откормили и отправили в Мексику — на этот раз самолетом, потому что на воду бедняга просто не мог смотреть.

Фото 3 - Дело рук утопающих: 5 удивительных историй о выживших в море

4. Женский подход к выживанию

Американка Taми Эшкpaфт и британец Ричард Шарп познакомились на почве любви к парусному спорту. Они решили превратить хобби в источник заработка и устроились перегонять яхты — доставлять их через Тихий океан новым владельцам. В 1983 году им поступил очередной заказ — доставить с Таити в Сан-Диего парусник «Хазана». Они отправились в путь, который, по их расчетам, должен был занять не больше 30 дней — это был самый обычный, простейший рейс из всех, которые были за плечами у пары, поэтому, как говорится, ничто не предвещало. Однако в середине пути они попали в ураган «Раймонд» силой в 4 балла, выстоять в котором у яхты шириной 13 метров не было никаких шансов. Несмотря на это, Ричард до последнего пытался спасти ситуацию и не отпускал штурвал, удерживая судно в максимально возможном стабильном положении. Девушку же, как настоящий джентльмен, он отправил подальше от опасности — в трюм, замаскировав это просьбой проверить какие-то приборы.

Когда яхта все-таки перевернулась, спасательный жилет просто слетел с Ричарда и парень умер на месте. Тами сильно ударилась головой и отключилась больше чем на сутки, но все же ей удалось выжить. Придя в себя, девушка обнаружила, что ее бойфренд мертв, грот-мачта рухнула от удара волны, радиосвязь не работает, а курс потерян. Но раскисать Тами было некогда: нужно было брать в руки себя и ситуацию — сражаться за жизнь, выправлять яхту, сооружать временную мачту, определять нужное направление и держать путь к Гавайям. Ориентировалась девушка с помощью секстанта — специального навигационного прибора. Запасов еды у нее было очень мало, поэтому пришлось ввести режим жесткой экономии и учиться рыбачить — видимо, это не очень помогло, поскольку за время путешествия Тами похудела на 18 килограммов. Спустя сорок дней после катастрофы она благополучно вошла в гавань Хило. Несмотря на физическое истощение, хроническую депрессию и страшный опыт, Тами не бросила парусный спорт — наоборот, она даже получила позже лицензию кaпитaна мaлoгo пapуcнoгo cуднa. А в качестве терапии специалисты посоветовали написать ей книгу — так на свет появилось «Небо, багровое от печали».

5. На маленьком плоту

Пань Лянь, китайский моряк, во время Второй Мировой войны работал вторым стюардом на британском торговом корабле Ben Lomond. В ноябре 1942 года судно выполняло рейс из Кейптауна в Голландскую Гвиану (современное государство Суринам на северо-востоке Южной Америки). Корабль, хоть и был вооружен, двигался медленно и без всякого сопровождения, поэтому надвигающуюся, как катастрофу, немецкую подлодку заметить было некому. 23 ноября субмарина U-172 атаковала Ben Lomond торпедой — по приблизительным оценкам, из 55 человек удар пережили лишь 11, среди которых был и Пань Лянь. Он быстро сообразил, что после такого повреждения неизбежно взорвутся котлы и судно просто взлетит на воздух, поэтому он надел спасательный жилет и заблаговременно прыгнул за борт.

Моряку пришлось провести в воде несколько часов, прежде чем он заметил спасательный плот и смог забраться на него. Там Пань Лянь обнаружил настоящие по меркам кораблекрушения сокровища — несколько упаковок печенья, сорок литров питьевой воды, шоколад, сахар, а также пару дымовых шашек, электрический фонарик и сигнальные ракеты. Неплохой стартовый капитал для тех, кто планирует продержаться на двухметровом плоту посреди океана пару дней — ну или неделю, однако Пань Ляню было суждено задержаться здесь надолго. Еда и вода очень быстро кончились, поэтому он собирал дождевую воду и ловил рыбу. Импровизированную удочку он смастерил из конопляных волокон и запчастей фонарика, из которых соорудил крючок. Из жестяной банки Пань Лянь сделал нож, поэтому особых проблем с разделыванием добычи у него тоже не возникло. Когда приходилось совсем туго, моряк ловил птиц и пил их кровь: удовольствие, мягко говоря, на редкого гурмана, но хочешь жить — умей вертеться. Чтобы не терять связь с реальностью, Пань Лянь вел счет дням с помощью узлов на веревке, а после стал фиксировать только месяцы, которые отмечал от полнолуния к полнолунию.

В итоге бедняга насчитал 4,5 месяца — 133 дня, как уточнили уже после спасения. Когда моряку сообщили, что никто и никогда прежде не держался так долго в одиночестве на плоту, он ответил: «Я надеюсь, что никому и никогда не придется побить этот рекорд». Впрочем, все могло закончиться гораздо раньше: Пань Лянь рассказывал, что в пути он несколько раз встречал корабли, но те либо отказывались брать его на борт из-за национальности, либо мешали погодные условия. Спасли его три бразильских моряка: они подобрали Пань Ляня в апреле 1943 года и доставили в Белен, порт на севере Бразилии. Он остался во флоте и продолжил морскую службу — в отставку вышел только через 40 лет в звании шеф-стюарда.

Еще больше о людях с повышенной выживаемостью в экстремальных морских условиях узнаешь из программы «Мятеж» — по вторникам в 22:00 в эфире Discovery Channel.

Комментарии

1
Евгений
29 ноября 2017 16:44

В продолжении темы очень рекомендую книгу Алена Бомбара "За бортом" о том как он в 60-х переплыл на резиновой лодке Атлантику. По собственной воле. чтобы доказать, что в море даже обладая небольшим запасом инструментов можно выжить без воды и пищи.

Строго говоря, после этого путешествия он спроектировал спасательную шлюпку и ее наполнение нужным оборудованием на случай кораблекрушения. Шлюпка стала стандартом и ей комплектуются многие суда.

На дне лодки написано - Не отчаивайся, в 196...-м году я переплыл океан на точно такой же лодке. И выжил.

Читается - без отрыва. Рекомендую.

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.