Бойцы — в воду: героизм морпехов России в борьбе с сомалийскими пиратами

6 мая 2010 года морские пехотинцы ВМФ России освободили захваченный сомалийскими пиратами танкер «Московский университет». Men's Health вспоминает, как все было на самом деле.
Фото 1 - Бойцы — в воду: героизм морпехов России в борьбе с сомалийскими пиратами

5 мая, около семи часов утра

Индийский океан

Капитан «Московского университета» Юрий Тульчинский замечает две потрепанные моторные лодки, скользящие вслед за танкером. До ближайшего берега — 600 километров. В танках судна — 86 тысяч тонн сырой нефти стоимостью $52 миллиона, экипаж — 24 человека. А в лодках, которые приближаются к танкеру, — 11 худых чернокожих мужчин с фигурами как у подростков. Это сомалийские пираты. На капитана смотрит человек в выцветшей майке, рядом другой разбойник — в шортах с надписью Manchester United. Меньше чем через сутки он будет убит.

Около двух часов «Московский университет» маневрирует, пытаясь не подпустить пришельцев к бортам; моряки отбиваются из водометов. В конце концов сомалийцы открывают автоматный огонь, громыхает выстрел из гранатомета. Затем им все-таки удается закинуть абордажные лестницы на борт безоружного судна. Пираты режут колючую проволоку, которой, обычно, по периметру обмотаны суда, идущие в опасных местах. Вот они уже бегут по палубе «Московского университета».

5 мая, 08.00

Остров Сокотра, республика Йемен

А теперь перенесемся на сотни миль от «Московского университета», к острову Сокотра. На берегу торчат шапки драконовых деревьев, похожие на шляпки гиганских грибов. В порту Хадибу стоит на профилактическом ремонте российский противолодочный корабль «Маршал Шапошников». С 2008 года океанские воды в окрестностях Африканского рога патрулируют корабли 24 государств, и «Шапошников» — один из этих истребителей пиратов.

Капитан Ильдар Ахмеров заходит в ходовую рубку и вдруг слышит сигнал на коротких волнах (их не принято использовать без серьезного повода): «Говорит «Московский Университет»... На нас нападают пираты». Около часа танкер и боевой корабль поддерживают связь, в 8.50 рация замолкает, «Маршал Шапошников» выдвигается на помощь. В это же время австралийский самолет P-3 летит на разведку и устанавливает точные координаты «Московского университета»: до захваченного судна — 600 километров. На борту «Маршала Шапошникова» — 220 человек: команда судна и морские пехотинцы, тщательно отобранные боевые офицеры и солдаты-контрактники.

5 мая, 08:50

Индийский океан

Капитан Тульчинский дает команду заглушить двигатель и уводит экипаж в румпельное отделение — укромное помещение на корме танкера, откуда при необходимости можно управлять судном и блокировать системы навигации наверху, в ходовой рубке. Капитан и экипаж действовали безупречно, то есть по инструкции. Небольшое промедление — и команда могла попасть в плен, а в этом случае штурм был бы невозможен. Сомалийские пираты стараются не убивать заложников, ведь их основной бизнес — получение выкупа за судно и экипаж. Но попадать к пиратам все равно не хочется никому. Так, в 2008-м экипаж украинского танкера «Фаина» провел в плену шесть месяцев. Капитан судна до освобождения так и не дожил — умер от сердечного приступа.

Откуда взялись сомалийские пираты

В 1988 году в Сомали началась гражданская война, после чего страна распалась на ряд самопровозглашенных квазигосударств. Федеральное правительство контролирует только часть столицы Сомали — Могадишо. Единственная серьезная возможность заработать в нищей стране — разворовывать грузы гуманитарной помощи или получить выкуп за захваченное судно. Аденский залив тянется вдоль берега Сомали — это фрагмент одного из самых оживленных морских маршрутов, кратчайший путь из Европы в Азию. Сомалийских пиратов встречают не только в Аденском заливе, они нападают на суда по всей акватории Индийского океана, в том числе и у берегов Индии. В 2009 году в Аденском заливе было зафиксировано 117 нападений морских пиратов. Отправка в опасный район кораблей для патрулирования несколько снизила число нападений — до 53 в 2010 году.

Цифры

1118 моряков сомалийские пираты взяли в заложники в 2011 году, 24 человека было убито бандитами.

31 раз в 2011 году пираты из Сомали получали выкуп. Всего им было выплачено окол­о $160 млн. Рекорд — $13,5 млн за греческий танкер Irene SL, захваченный в феврале 2011-го.

$6,6–6,9 млрд было потрачено в 2011 году на борьбу с пиратством (услуги вооруженной охраны, средства защиты танкеров вроде звуковых пушек или водометов). В том числе $2,7 млрд пошло на увеличение скорости судов.

Источник: One Earth Future Foundation

Комментарии

75
Anders_82
17 июля 2015 12:56

ГЕРОИ

Сергей
14 апреля 2015 17:02

надо было кончить этих пиратов. Или вообще без хавчика отправить нах...

Александр
07 апреля 2015 10:42

Посмотрел фильм 22 минуты называется. Как раз про эти события, приукрасили конечно там всё, но фильм достойный. После фильма посмотрел спец репортаж, сравнил с фильмом, репортаж правдивее, фильм интереснее. А так, полодцы морпехи освободили, экипаж тоже молодцы не растерялись. Всё правильно сделали.

Добавить комментарий
Показать ещё