Карьера: как критиковать подчиненных

Умение правильно хвалить и ругать незаменимо в офисной жизни. Если после похвал шефа коллеги тут же объявляют себя полубогами и начинают требовать человеческих жертв, а после критики забиваются в дальний уголок офиса и прикрывают голову скоросшивателем, значит, ни хвалить, ни ругать шеф правильно не умеет. Запомни основные ошибки руководителя, чтобы, став им, всегда вести себя разумно.

«Вы неплохо справились с годовым балансом, но на будущее постарайтесь все-таки учесть, что дебет находится слева, а кредит — справа»

Как правильно: «Вашей работой я в целом удовлетворен. Если вы в следующий раз еще поменяете местами дебет и кредит, все будет абсолютно идеально».
В чем разница? Слово «но» американские психологи называют словом-бомбой. Оно разрывает критичное предложение на две части, причем объект критики, едва услышав «но», вторую часть фразы начинает додумывать сам, почти не слушая твои замечания. Возможные варианты продолжения зависят лишь от степени его самоуверенности и пределов фантазии. Например, «но ответственность за разорение фирмы ляжет целиком и полностью на вас» или «но повышение зарплаты и внеочередной отпуск я смогу вам дать лишь в следующем месяце». Естественно, витая в бриллиантовом дыму предстоящих повышений, сотрудник вряд ли сделает правильный вывод о реальном местоположении дебета и кредита. Если же он начал прикидывать в уме, покроет ли продажа его «Таврии» все причиненные убытки, результат критики будет еще более плачевным.


«Ваша концепция продвижения новых бельевых прищепок на рынке Южного Зауралья, по-моему, несостоятельна»

Как правильно: «Завоевание рынка бельевых прищепок Южного Зауралья с помощью матрешек кажется мне затруднительным».
В чем разница? Правильная критика должна быть обезличенной. Впрямую называя человека, его поступок или плод многодневных трудов глупым, ты рискуешь нанести ему несмываемое оскорбление. Чтобы вместо разбора полетов не пришлось заниматься поиском оружия для предстоящей дуэли, критикуй не конкретный объект, а его содержание. Тогда твои замечания не будут восприниматься как личные выпады и критикуемый товарищ не станет в позу Конька-Горбунка, чтобы их отбить. Это даст ему возможность хорошо обдумать свое неправильное поведение без скоропалительных выводов.

«Если вы будете продолжать прикреплять к презервативам инструкцию степлером, то никогда не сможете сбыть этот товар»

Как правильно: «По моим многолетним наблюдениям, прикрепление к презервативам инструкции с помощью степлера несколько портит внешний вид товара и затрудняет продажи».
В чем разница? Идеальная критика — это не едкое замечание, а дружеский совет. Только тогда она воспринимается как конструктивная. Единственное условие — чтобы давать такие советы, ты должен обладать должной степенью профессионального авторитета. В противном случае они будут восприниматься с легким ехидством и, скорее всего, игнорироваться. Если же ты твердо уверен в том, как делать правильно, но боишься быть воспринятым несерьезно, преподнеси свои замечания так, как будто ты сам недостаточно информирован и спрашиваешь совета. Например, сделав круглые глаза, удивленно осведомись: «А разве новый сорт латекса, способный выдержать удар ножа, уже поступил в продажу?» Этот же способ отлично работает, если волею судьбы замечание нужно сделать начальнику.

«Вы прекрасно разбираетесь в компьютерах»

Как правильно: «Эта пасьянс у вас сложился на редкость удачно».
В чем разница? Конкретные комплименты обычно не смахивают на банальность и выглядят более искренними, чем абстрактные обобщения. К тому же они не вызывают приступов мании величия, так как касаются поступков, а не личных качеств. Да и в прибавке к зарплате потом легче отказать, утверждая, что 25 хороших отчетов еще не являются свидетельством разносторонности и возросшего профессионального уровня и могут быть чистой случайностью.

Все, что угодно, но — при скоплении народа, как раз в то самое время, когда подтянулись вечно опаздывающие, закончили свои дела приходящие уборщицы и вернулась с утреннего обхода охрана.

Как правильно: Говори с сотрудником только наедине, плотно закрыв двери своего кабинета и отослав из приемной секретаря под благовидным предлогом.
В чем разница? Публично критикуемый человек не слушает делаемые ему замечания. Он сосредоточен на том, как он выглядит со стороны и насколько текущая головомойка уронит его авторитет среди сослуживцев и помешает завоевать сердце Леночки из отдела продаж. Его естественная реакция при этом — попытаться найти оправдание и вступить с тобой в спор. Кстати, если вдруг ему удастся парировать хоть часть твоих упреков, то падение авторитета уже не минуемо ждет тебя. Оно тебе надо? А вот если ты, напротив, решил высказать коллеге или подчиненному несколько лестных слов, нужно поступить с точностью до наоборот: устроить из этого массовое шоу, для пущей эффективности дав Леночке билет в первый ряд. Такое мероприятие резко поднимет твое реноме мудрого, доброго и справедливого шефа.

«Вы допустили грубую ошибку, разместив денежные средства нашей фирмы в банке "Чудесные проценты"»

Как правильно: «Вы — прекрасный специалист. За четыре часа работы в нашей фирме вы зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Потому я очень удивился, когда узнал, что вы заключили сделку с банком "Чудесные проценты" , не проанализировав его деловую репутацию и степень надежности».
В чем разница? Доброе слово, как известно, приятно и плоскогубцам. Люди же ценят его еще сильнее, особенно в ситуациях, когда фактически не вправе на нечто подобное рассчитывать. Начав с комплимента, ты деликатно смягчишь любую критику. Поняв, что его ценят несмотря ни на что, нерадивый сотрудник бросится устранять обнаруженные ошибки со скоростью опытного папарацци, заметившего Бритни Спирс на выходе из клиники по смене пола. Правда, вводный комплимент должен быть достаточно скромным, иначе допущенные просчеты даже тебе могут показаться несущественными на его фоне. Еще чего доброго сам застыдишься того, что вынужден делать замечания такому квалифицированному сотруднику.

«Отличный кофе, гораздо прохладнее того, что пролила мне на брюки ваша предшественница!»

Как правильно: «Великолепный, ароматный и, главное, не горячий кофе!»
В чем разница? Раздавая похвалы, нужно быть безотносительным и избегать сравнений с другими людьми. Подобные пассажи легко разрушают комплимент, превращая его в нечто среднее между легким упреком и ехидной подколкой. Единственное исключение — сравнение с недостижимым идеалом, например, с героем кинофильма или признанным авторитетом в затронутой области. «Ах, какой прохладный кофе! В автомате на первом этаже нашего офиса гораздо горячее!».


«Ваша привычка спать до обеда и приходить по понедельникам на работу с небритостью и легким ароматом перегара полностью вписывается в концепцию управления персоналом нашей фирмы».

Как правильно: В такой ситуации лучше всего промолчать. До поры до времени.
В чем разница? Неискренние и тем более незаслуженные похвалы выглядят, по меньшей мере, неуклюже. Они создают тебе репутацию либерального добряка, стремящегося любой ценой наладить доверительные отношения с сотрудниками. Сам понимаешь, что к шефу с таким имиджем отношение будет не очень уважительным Силком сдерживать в себе рвущиеся наружу комплименты, конечно же, тоже не стоит, но на выходе они обязательно должны быть точными, взвешенными, в меру сдержанными и очевидно заслуженными

Принимать комплименты и замечания отнюдь не легче, чем раздавать их самому. Учитывай следующие моменты.
1. Никогда не пытайся сделать вид, что не заметил похвалу или что данная критика к тебе не относится. Наоборот, исполни пантомиму «я весь внимание», даже если ты считаешь звучащие комплименты лестью, а критику — грубыми нападками.
2. Услышав похвалу, сдержанно поблагодари произносящего ее и никогда не заявляй ничего вроде: «Ай, это мелочь, я мог бы сделать и еще лучше, но чуть-чуть не получилось». Это может быть воспринято как намек на низкие стандарты работы того, кто тебя хвалит
3. Если критика по существу, поблагодари критикующего и дай торжественное обещание устранить недостатки. Столкнувшись с явно несправедливыми замечаниями, не пытайся тут же доказать оппоненту его неправоту, а попытайся перенести разговор на потом и как следует к нему подготовься.

Текст: Дмитрий Демиденко

Комментарии

16
Бусинка
17 июля 2015 9:37

Надо же, оказывается это целая наука... даже не представляю где вот так это все соблюдается... хотя, очень хотелось бы, чтобы вот именно так все и было...
В большинстве компаний если директор не разговаривает матом, то он уже молодец! А если еще и не орет дурниной, то вообще ангел!!!

Юрий
20 марта 2015 16:07

Основательная статья, все разложено по полочкам :-) Мне по роду деятельности редко приходится общаться с непосредственным начальником, так что для общего развития покатит :-)

Олег
25 ноября 2014 15:33

Критика должна быть, но она должна быть уместной и правдивой, а не выглядеть просто придиркой. Для хорошей работы действительно подходит и кнут, и пряник. Так чтобы подчиненные и уважали, но без стимуляции тоже мало что добиться. А так чтобы подчиненные сели на голову смысла нет тогда быть руководителем))

Добавить комментарий
Показать ещё