Желтая лихорадка

Современный уровень развития СМИ сделал извечную человеческую страсть к подглядыванию чрезвычайно прибыльным бизнесом. Наши корреспонденты решили выяснить, что из себя представляют будни папарацци.

Фото 1 - Желтая  лихорадкаСовременный уровень развития СМИ сделал извечную человеческую страсть к подглядыванию чрезвычайно прибыльным бизнесом. Наши корреспонденты решили выяснить, что из себя представляют будни папарацци.
Текст: Павел Горбачев, Фома Зинник, Юлия Санкович

Слово «папарацци» вошло в обиход после фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь», снятого в 1960 году. Вокруг главного героя вертелся фотограф по фамилии Папарацци, охотящийся за скандальными снимками. Это имя моментально приклеилось к назойливым итальянским фотографам, которые начали терроризировать публику после Второй мировой войны.
Свежая паста, соус песто и Ватиканская пинакотека притягивали в Италию туристов полвека назад не меньше, чем сейчас. Дополнительным стимулом для них была нищета, царившая в стране, благодаря чему общение с шедеврами искусства обходилось в сущие гроши. Эту ценность Италии быстро оценили кинопродюсеры, перенеся сюда съемочные площадки из более дорогих стран. Повышенная концентрация кинозвезд в итальянских городах совпала по времени с появлением компактной и относительно недорогой фотоаппаратуры. Вскоре итальянцы оценили новый заработок, начав гоняться за звездами подобно герою фильма Феллини.

Поначалу забавы папарацци были вполне невинны. Но вскоре публикация слухов, сплетен и скандальных снимков стала крайне прибыльным бизнесом, породив как вполне приличные издания, специализирующиеся на скрупулезном пережевывании фактов из жизни актеров, спортсменов, музыкантов и политиков, так и откровенно скандальные, публикующие заметки с заголовками вроде: «Водитель такси съел свою раковую опухоль». Звезды в свою очередь обзавелись персональными охранными службами и внушительным штатом адвокатов, составляющих судебные иски к желтым изданиям. Впрочем, тех это не сильно пугает. Хорошее жареное фото расходится таким тиражом, что доход покроет и судебные издержки, и лечение побитого папарацци.

Фото 2 - Желтая  лихорадкаБудни
Заветному щелчку затвора могут предшествовать недели слежки за жертвой, многочасовые попытки уболтать или подкупить охрану, прислугу, выбор удобного места и подготовка путей к бегству. Зато и награда за эти мучения соответствующая — фото Бритни Спирс с ребенком было продано за $1 000 000, прогуливающихся по пляжу Брэда Питта с Анжелиной Джоли оценили в полмиллиона. И это не единичные случаи — даже не самые сенсационные снимки журналы вроде Hello и Sun вполне могут взять за $30-50 тысяч. Ниже нескольких тысяч долларов гонорары, как правило, вообще не опускаются. Даже учитывая немаленькие расходы папарацци, это совсем неплохо. Тем более считается, что большинство официально разглашаемых сумм сильно занижены, чтобы не оказаться на мели в случае проигрыша судебного дела.

У нас
В России ситуация совсем иная. Нам и не снился тот уровень ажиотажа, который на Западе вызывает жизнь звезд. Соответственно тиражи таблоидов и весь объем индустрии подглядывания несравнимо больше. Конечно, и гонорары там на несколько порядков выше. Средняя цена за фотосессию в России колеблется вокруг $200-300, фотографу с именем за настоящий скандальный снимок дадут не больше $1000-1500. Вывихнутые руки и разбитая камера, даже если она стоит втрое больше, чем весь гонорар, в расчет не принимаются. Тем не менее российские папарацци вполне успешно работают как на родных просторах, так и за рубежом. Нам удалось поговорить с Дмитрием Михеевым, корреспондентом Московского дома фотографии, автором таблоидов «Экспресс-газета», «Жизнь», «Спид-Инфо», «АиФ», «МК», журналов Vogue, L’Officiel, Harper’s Bazaar.
— Какой самый скандальный, по вашему мнению, снимок вам удалось когда-либо сделать? Чем вы вообще гордитесь?
— Каждый день приносит новые достижения, а гордыня — грех. Каждый день я записываю историю на память. У меня на стене висит множество моих снимков, и, когда я смотрю на них, в голове всплывают события, люди. Могу сказать, что иногда мои снимки меняли судьбу людей. Как-то раз я сфотографировал, как Березовский в Лондоне мирно общается с Немцовым. Обычная беседа, ничего особенного. Тогда это было актуально — всех очень интересовало, в каких они отношениях. На следующий день стали говорить, что, мол, Немцов продался Березовскому, кругом валялись листовки подобного рода. Пресса писала, что публикация этого снимка стала переломным моментом в политической карьере Немцова.
— Как технически организована работа? Кто выбирает цель? Вы работаете в одиночку или есть помощники?
— Обычно я выбираю цель сам, и мне это очень нравится. Когда кто-то просит о чем-то или приглашает на какое-то мероприятие, то от тебя часто ожидают конкретного взгляда на вещи — просят не обижать того или иного артиста или наоборот. Мне нравится свободно делать объективные снимки, которые отражают настоящую картину. Благодаря моим друзьям и информационным источникам я всегда в курсе событий и прикидываю, где можно будет снять что-то интересное. У меня есть ассистент — сын Ивана Шаповалова, он учится во ВГИКе. Он помогает мне, перенимает какие-то навыки и делает снимки в таких ситуациях, когда я не беру с собой камеру, например, если вечеринку устраивают мои друзья.
— Обычно именно охранники, сотрудники гостиниц-ресторанов-курортов сдают знаменитостей папарацци. Как организуется работа с ними?
— Практически всех звезд, которые приезжают к нам, охраняет одна и та же крупная компания. За много лет работы у меня сложились с ними хорошие отношения. Мне и подкупать, в общем-то, никого не приходится — просто люди понимают, что ты так же, как и они, делаешь свою работу, и относятся с пониманием. Они часто просят сфотографировать их самих со звездой. Я снимаю — мне нетрудно.
— Какие вы можете дать советы тем, кто избрал эту нелегкую профессию? С чего стоит начать?
— Сейчас настоящий бум цифровой техники. Теперь фотографом считает себя каждый второй. Это неправильно. Даже если ты хочешь стать папарацци, сначала все равно нужно научиться обычной фотографии. Лучше всего купить пленочный фотоаппарат, который требует большей внимательности и учит ценить каждый кадр. Я сам до сих пор на все съемки ношу с собой фотоаппарат, заправленный черно-белой пленкой. Просто так, для души.

Фото 3 - Желтая  лихорадкаПОСЛЕДСТВИЯ
Учти, что драками и битьем фотоаппаратуры дело может и не ограничиться. Сфотографированный в голом виде высокопоставленный посетитель бани может смело подать иск о «распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина» и стребовать с незадачливого папарацци солидный штраф. И если бюджеты западных таблоидов предусматривают регулярную выплату подобных исков, то у наших изданий на это может банально не хватить денег.

Удачной охоты!
Самые громкие дела папарацци
В 1982 году только что разведенную принцессу Монако Каролину засняли в компании теннисиста Гильермо Вилласа. Эти фото одновременно появились на обложках 54 журналов, принеся репортерам $300 000 и огромную славу.
Принцесса Диана была одной из главных жертв папарацци, особенно когда пошли слухи о ее романе с арабским бизнесменом Доди аль-Файедом. Фотографы Жак Ланжевен, Кристиан Мартинес и Эрик Кассери дважды привлекались к суду за преследование лимузина принцессы, результатом которого якобы и была автокатастрофа. Оба раза их оправдали.
В 1990-91 годах папарацци устроили настоящую охоту за уже глубоко больным Фредди Меркьюри. В том, что он болен СПИДом, певец публично признался только накануне смерти, но догадывались об этом давно. В конце концов папарацци удалось поймать Фредди в ресторане за обедом. Стоимость этого снимка остается секретом.
В октябре 2005 года британское издание The Daily Mirror опубликовало фотографии модели Кейт Мосс, нюхающей кокаин вместе со своим приятелем Питом Доэрти. У него и без того была репутация алкоголика, наркомана и дебошира, и ему все сошло с рук. Но компании Chanel и Burberry немедленно разорвали с Кейт контракты. Модель была вынуждена многократно оправдываться и извиняться и прошла курс лечения от наркозависимости. Неизвестный фотограф получил за кадры 750 000 фунтов.

Фото 4 - Желтая  лихорадкаКОММЕНТАРИЙ
Перспективы рынка таблоидов в России комментирует журналист Максим Кононенко (Mr. Parker):
Корни нынешней ситуации в данном сегменте рынка СМИ — в нашем советском прошлом, которое напрочь атрофировало привычку выбирать. Она постепенно возвращается на бытовом уровне, когда речь идет о походе в магазин. Но россияне по-прежнему крайне пассивны в политических выборах и в вопросах СМИ. Должна быть одна, максимум две кнопки на пульте телевизора, одна политическая газета и одна развлекательная. Пока из этого однообразия выбивается лишь глянцевый рынок. Поэтому ситуация, когда в России существует только один таблоид — газета «Жизнь», — всех устраивает. Ни одну другую газету, включая «Комсомольскую правду», я не могу причислить к таблоидам из-за отсутствия там подлинной репортерской работы. Низкие гонорары — следствие отсутствия конкуренции. Но в ближайшие пару лет ситуация, я думаю, изменится. В среду, интересующуюся таблоидами, проникают деньги, и она начинает выбирать. Появится конкуренция — начнется борьба за репортеров, гонорары поползут вверх. Западного уровня им все равно не достичь. Голая Орбакайте никогда не будет пользоваться таким спросом, как голая Мадонна. Но как только рынок таблоидов станет зрелым, он неизбежно задавит тот же глянец, как это произошло во всем мире.

Школа папарацци
Если ты хочешь сделать карьеру папарацци, начать нужно, как это ни банально, с уроков фотографии. Конечно, по-настоящему сенсационный снимок может быть отпечатан хоть поверх рентгеновского, его оторвут с руками. Но научиться снимать хотя бы так, чтобы было понятно, что на твоих кадрах изображено, придется.
Что касается техники, здесь все может быть достаточно просто. Например, известный папарацци Рамиль Гали обходится обычным профессиональным фотоаппаратом и запасной мыльницей, висящей в рукаве на резинке. Дмитрий Михеев тоже не брезгует снимать на мыльницу, но рекомендует также обзавестись телеобъективом (увы, совсем не дешевое удовольствие) и инфракрасным оборудованием для съемок в темноте.
Не забудь перейти на более интенсивный режим посещения тренажерного зала — поначалу придется довольно быстро бегать от охраны и отбивать у них аппаратуру: битье объективов — любимая манера общения секьюрити с фотографами. Учти, что чем меньше человек обласкан успехом, чем ниже он продвинулся по карьерной лестнице, тем активнее он стремится доказать обратное — как правило, через хамство, в том числе по отношению к прессе.
Несмотря на постоянные поломки аппаратуры, покупать каждый раз новую выходит дешевле, чем платить за страховку. А вот собственное тело страховать стоит даже тогда, когда ты обзаведешься собственной охраной.
Настоящие папарацци действуют командой — вместе с тобой на дело будет ходить корреспондент, который на твоей же спине накидает в блокнот наброски будущей сенсационной статьи, и водитель — желательно, чтобы машина была исправна, а бак всегда полон. Лично тебе не помешает еще и ассистент. Можно взять студента, скажем, ВГИКа. Для него такая работа — это отличная практика, и вполне можно договориться о бесплатной или символически оплачиваемой помощи.

Фото 5 - Желтая  лихорадкаЛИЧНОЕ ДЕЛО
Заинтересован в том, чтобы обогатить российский рынок новым таблоидом?
Нет ничего легче. Вот примерный план первого номера:

1 ПОЛОСА «Юморист П. с женой С. смеются над попытками актера К. петь песни певца К. на дне рождения последнего» (фоторепортаж, передовая). Вариант — «Певец К. разбивает лицо рок-певцу Ш.».

2 ПОЛОСА Новости: Нетрезвый отец изнасиловал руку сына-отличника.
Под шлакобетонным блоком обнаружены споры НЛО.
Лягушачья икра — признак гениальности? Лысый провидец подавился овечьей шерстью (репортаж плюс интервью фельдшера «Скорой», принявшего вызов).
Бывший майор РУБОПа занимается иглоукалыванием.

3-4 ПОЛОСЫ Большой репортаж о незаконнорожденных детях звезд и политиков (интервью плюс фотографии. Вариант заголовка: «Эти глаза не соврут»).

5 ПОЛОСА Гороскоп, японский кроссворд, старинные рецепты клюквенного пирога от голливудского киноактера Х., выходца из Одессы.

6 ПОЛОСА Некролог, сводки ГИБДД (хроника происшествий), контакты редакции.

Комментарии

30
Volna
13 декабря 2015 16:40

Честно говоря никогда не было интересно что и у кого происходит.
Мне абсолютно все равно,кто женится,кто рожает и как называют детей.
И абсолютно не понимаю тех людей,которым это интересно. Возникает вопрос-неужели в своей личной жизни нечем заняться и нет ничего интересного,чтобы читать и обсуждать жизнь других.
Папарацци будут наверно всегда существовать и всегда будет востребован их труд,пока есть желающие платить за этот труд и читать все эти желтые новости.
На мой взгляд лучше прочесть отличную книгу или сходить в кино,чем обсуждать частную жизнь других людей.
И конечно понимаю чувства тех звезд,к которым папарацци готовы чуть ли не в туалет залезть. Караулят везде,и стараясь сделать удачный кадр суют камеру прямо в лицо. У любого нормального человека такое поведение может вызвать как минимум раздражение. А звезды тоже люди.

Павел
26 ноября 2015 17:02

Почему людей интересует чужая жизнь? Живите сами не мешайте жить другим.

Сергей
08 августа 2015 12:42

Да точнее не скажешь"желтая лихорадка". Папарацци не дают расслабиться богатым и знаменитым. Что делать таковы побочные эффекты от славы. Здесь кто кого переиграет знаменитости которые строят трёхметровые заборы,нанимают охрану, ездят на тонированных автомобилях,вобщем всячески"шифруются" или папарацци которые всячески стараются достать компрометирующие кадры.

Добавить комментарий
Показать ещё