Трупы, на здоровье

О том, как мертвые помогают живым — студентам медвузов.
Фото 1 - Трупы, на здоровье

Мало кто из ныне живущих и здравствующих осознает, сколько пользы приносят медикам мертвые. А между тем, если бы не трупы, из-под скальпеля хирургов выходило бы гораздо меньше живых. Проблема в том, что мертвых как раз и не хватает. «Это в нашей-то стране?» — усмехнешься ты. В нашей. И тут не до смеха.

Итак, у нас две группы, — проводя по коридору одного из питерских медвузов пятерых студентов (и меня), объявляет преподаватель по оперативной хирургии. — Первая будет делать аппендэктомию, вторая — ставить дренаж в плевральную полость. Операционная сестра одна. Алексей, ты почему опять без шапочки?

Высокий светловолосый парень мрачно достает из кармана смятую шапочку и пытается аккуратно спрятать в ней нагеленную прическу.

— Готовы?

Вялое «да» в ответ, и мы входим в «операционную».

«Операционная», она же анатомичка одного из питерских медицинских вузов, — небольшое светлое помещение со столом посередине, на котором лежит «пациент». Собственно, на человека это мало похоже — высохший и дурно пахнущий кадавр (формалин, подсказали мне, увидев, как подозрительно я принюхиваюсь). Рядом — еще один стол, поменьше. У стены — два шкафа с инструментами. Студентка Светлана берет их с полок и раскладывает на маленьком столике.

— Света — операционная сестра, Паша — хирург, Максим — ассистент хирурга. Вам — аппендэктомия, остальным — дренаж. Алексей — хирург, Маша — ассистент.

— Вот ведь, операционная сестра, — с досадой кривит лицо Света.

— Хорошо, что сегодня народу мало, — говорит веселый круглый ассистент хирурга Максим. — Было бы больше, пришлось бы еще и голову подключать. Толкались бы тут.

По ходу обучения общаться с трупами студентам удается всего несколько раз. На первых курсах — когда идет анатомия и записанная в тетрадках теория подкрепляется наглядными пособиями. Кости, мышцы, внутренние органы — все приносят на занятия, как консервы, в больших стеклянных банках. И позже — на курсах топографической анатомии и оперативной хирургии, когда студенты более подробно изучают строение организма и, по-хорошему, должны на практике закрепить теоретические операционные навыки.

— Скальпель, — уже поставленным голосом командует Павел.

— Да, доктор Хаус, — гримасничая, Светлана сует ему инструмент.

Некоторое время хирурги сосредоточенно режут, требуя то зажим, то нить для подшивания. Переборов страх и тошноту, подхожу совсем близко и наблюдаю за процессом.

— А когда вы уже зашить успели? — спрашиваю я, увидев ровный шов, около которого орудует скальпелем Павел.

— Это не мы, это, наверное, предыдущая группа.

— А может, годичной давности, — подхватывает Маша, девушка в аккуратно выглаженных халате и шапочке.

— Как это — годичной?

— А так, — оборачивается Павел. — Этому трупу уже лет 10. Новых-то нет — вот и режем все одного и того же. Режем — зашиваем, режем — зашиваем...

— Что-то ты лишнего накромсал. Надо было меньше надрез делать, — заглядывает в раскрытую брюшину Светлана.

— Эй, кто-нибудь помнит, между какими ребрами надо дренаж вводить? — раздается голос Алексея.

— Нижний между седьмым и восьмым, верхний — во второе межреберье.

— Я же говорила! А ты — «пятое, пятое»...

— Пашка, дай я попробую стежок наложить, — Светлана отходит от своего столика и берет иглу.

— Света, вернись на место! — это уже преподаватель.

— Мы закончили, — вторая группа, занимавшаяся постановкой трубки в плевральную полость, победно оглядывает остальных.

— Молодцы, все верно. А у тебя, Павел, стежки — рука пролезет. Поплотнее надо.

Занятие окончено, все выходят из комнаты. Бросив последний взгляд на безмолвного «пациента», оперируемого уже много лет, я думаю о том, сколько же еще он протянет.

Комментарии

26
сергей
19 мая 2016 11:23

В 6-м классе нас повели в морг на экскурсию - продвинутая педагог была - так я там за палец ноги из формалина ногу приподнял, рядом две девчонки наши в обморок упали))))))))))). Отличник почти, пытливый мозг всегда был)))))))))

Юрий
04 марта 2015 8:50

Я имею прямое отношение к медицине, но не хирург, только если не брать челюстно лицевую хирургию, конечно :-) Прочитал с недоумением и сочувствием - медицину это до добра не доведет. Нужно что-то решать.

Олег
24 октября 2014 23:57

Ох, не знаю как врачи там учатся, я бы точно не смог..Это надо иметь к таким профессиям призвание. Соглашусь, что это пожалуй лучший материал для практики, если бы не разные исследования во внутренностях на умерших нам бы вряд ли сейчас жилось лучше чем пару-сотен лет назад.

Добавить комментарий
Показать ещё