5 верных признаков, что ты скоро заснешь за рулем

Как уберечь себя от смертельной опасности в дальнем автопутешествии.
5 верных признаков, что ты скоро заснешь за рулем

Честно признаемся: этот текст мы обнаружили в виде поста на странице одного из пользователей Facebook. Обычно мы не перепечатываем посты и заметки блогеров, но в этот раз решили сделать исключение. Автор текста Олег Радул затронул очень важную для любого автолюбителя (да и для его пассажира) тему: как понять во время долгой поездки за рулем, что тебе пора остановиться и отдохнуть? Где грань обычной усталости и близкого засыпания? В итоге Олегу удалось сформулировать описания 5 признаков того, что вашей компании точно пора сменить водителя, или же, если ты едешь один, то свернуть на обочину и подремать. Читай, запоминай, а перед летним автопутешествием перечитай еще раз.

«40 дней назад мои друзья разбились насмерть по дороге в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя. Когда разбивается кто-то незнакомый, то часто думаешь: «Наверное, парень был лихач / неопытный / излишне самоуверенный и т.п. С нами такого не случится.» Но в этот раз был прямо противоположный случай. Здесь погибли ребята, которые постоянно, в течение последних десяти-пятнадцати лет, чуть ли не каждый месяц, гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок. Опыта дальнобоя у них — хоть отбавляй! Что Вадим, который сам себя называл «профессиональным балаболом»: мог сутками напролет болтать с любым водителем, даже незнакомым. Что Смолин, который ездил аккуратнее меня, всегда внимательно следил за своим состоянием. Все они прекрасно умели бороться со сном, чувствовать наступление усталости, и понимать тот момент когда уже пора водителю меняться... Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулем. И тем не менее, это случилось. Всего один раз, но так, что хватило всем троим.

Глядя на их изуродованную машину, побывав на месте аварии, просматривая записи с регистратора, я совершенно четко осознал для себя такую простую, в общем-то, логичную вещь: «Я не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Что возраст, что опыт, что манера вождения у нас у всех плюс-минус одинаковая. А значит и я, точно так же как они, могу легко умереть на трассе подобным образом.»

И здесь я снова возвращаюсь к своему давнему вопросу: как же этого избежать? Начав кататься на дальние расстояния, лет еще десять назад, я первым делом стал искать для себя самые действенные методы борьбы со сном. Помнится, у меня был целый арсенал разных способов взбодриться: кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядки и т.п. А потом я догадался, что ищу-то совсем не то! Ни один из них не может мне гарантировать безопасность. Ведь вот в чем парадокс: все это ни что иное, как способы продолжить движение, когда главное — уметь вовремя остановиться!

И здесь не канает народная мудрость «Устал — отдохни», которую я слышал миллион раз. Что значит устал? Вон вся Москва домой после работы уставшая едет, и чего? Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину? И эти критерии должны быть явными и однозначными.

В общем, у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей что на машине, что на яхте. И правило очень простое: лучше до такого состояния вообще себя не доводить. Но если вдруг наступает хоть один из этих признаков, я тут же сменяюсь без раздумий. Либо, если меняться не с кем, встаю на обочину спать. Потому что дальше ехать нельзя.

Итак, пять объективных признаков того, что ты вот-вот заснешь:

1. Ты замечаешь момент моргания

Это — самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!

2. Обман зрения

Фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит! Еще пара минут, и сознание совсем отключится.

3. Зрение не успевает фокусироваться

Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы, и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии, зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевает адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором, и тут же считать нужные показания.

4. Лень напрягать мозг

Попробуй умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то что бы сложно ... ему это на фиг не нужно. Лень даже начинать. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати говоря, любое словесное общение неплохо нагружает мозг, поэтому тут 2 правила:

  • Кто болтает — тот не уснет.
  • Если в салоне повисла тишина, значит скоро всех срубит.

В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. Вот у ребят именно так и произошло (судя по записи регистратора): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.

5. Мелкие нарушения ПДД

Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний свет? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, ты понял...»

Вспомни, случалось ли с тобой что-либо подобное? И расскажи остальным - вдруг твой опыт поможет кому-то избежать беды на дороге.

Как проверить водителя на предмет сонливости

Бесполезно спрашивать его: «Слышь, ты в порядке?». Ответ всегда будет один и тот же: «В порядке.». Вместо этого, надо задать ему какие-то вопросы, которые требуют обдумывания либо напряжения внимания. Например: «А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?», или «Сколько нам еще осталось до ...». А лучше даже что-то более сложное, вроде: «Как ты думаешь, что лучше подарить ИМЯРЕК на день рождения?». И если ответы покажутся слишком односложными, либо неадекватными — пора меняться за рулем. А если пациент все же жив, то чтобы его растормошить, желательно начать с ним о чем-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть начать тупо троллить его — неважно. Главное, что во время жарких дебатов уснуть практически невозможно.

Комментарии

28
Владимир
11 февраля 2016 5:51

Нормально переношу ночные поездки, но рисковать не хочу.

Павел
29 ноября 2015 12:29

Никогда не ездил ночью на долгие расстояния. Одна из причин почему. Проблема со сном. Нет не у меня. Никогда не знаешь кто едет тебе навстречу. Поэтому лучше поберечься.

Юлия
03 октября 2015 20:05

Утром .когда еду на работу,реально сплю еще....даже если рано спать легла.

Добавить комментарий
Показать ещё