Малое дело

Вольные хлебопашцы века 21-го, информационного.

Малое дело

Василий Быков встретился с теми, кто нашел в себе смелость послать работодателя подальше и уйти на вольные хлеба. Теперь Быков все чаще косится в сторону нашего отдела кадров.


Собственный бар
Андрей, владелец бара "Простые вещи"

Фото 1 - Малое дело

Главное — знать, что за бар ты хочешь открыть. Можно определиться с концепцией самому или использовать консультантов. Это ключевой момент. Может стоить миллион, а может не стоить ничего, если сам такой умный.
В случае если решишь все делать самостоятельно, тебе предстоит:
Выбрать место расположения (одно дело — мрачный пивняк в спальном районе, другое — винный бар на Большой Никитской);
Определиться с площадью помещения (меньше 150 кв. м открываем только мы — больные на голову люди, а нормальные пацаны с финансовыми партнерами и бюджетами начинают с 200 кв. м);
Разобраться с необходимым количеством киловатт выделенной мощности. Если хочешь разогревать полуфабрикаты в микроволновке и тебя устраивает висящий в воздухе смог от сигарет, то за глаза хватит 25 кВт. Для сравнения: в винном баре на Б. Никитской нам и 60 кВт не хватает. На 250 кв. м я бы просил киловатт 100. Кстати, купить дополнительную мощность у города можно, однако это только в теории. Официально 1 кВт в центре Москвы стоит несколько тысяч евро. Но в центре устанешь получать разрешения. В итоге это может оказаться ключевой проблемой.
К тому же надо будет произвести примерный расчет необходимых инвестиций:
1. Фирменный стиль.
2. Оборудование
— исходя из выбранной концепции заведения, производителей оборудования, поставщиков.
3. Разрешительная документация: алкогольная лицензия (150 000 руб. на пять лет — платится сразу), СЭС, пожарные.
4. Фонд заработной платы на время от подготовки к открытию до выхода на самоокупаемость (на “ноль”). Обычно рестораторы закладывают минимум полгода. А иногда и до года доходит.
5. Арендная плата за период выхода на “ноль”. Кроме того, собственники обычно требуют депозит — в среднем за первый и последний месяцы аренды.
6. Ремонт.
7.
 Вентиляция.
8. Первоначальные закупки продуктов, напитков. Это называется умным термином “оборотные средства”.
9. Прочие расходы (посуда, интерьер, кухонная и барная утварь и прочая дорогостоящая шняга).
ИТОГО: для демократичных заведений с нормальной кухней можно рассчитывать в среднем на 2000-3000 долларов за 1 кв. м площади. Это стоимость подготовки проекта.


Место:
- Правильное помещение — половина успеха. Либо сам ищешь, либо прибегаешь к помощи агентств. Агентство берет за услуги от половины месячной арендной ставки. Размер аренды в столице скачет от $700 до 2000 за 1 кв. м в год.

Минусы:
- П
ока все не заработает как надо, тебе придется находиться в заведении каждый день. Ходить как на работу. Причем следует быть готовым к тому, что будешь и за официанта, и за хостес, и за менеджера. Процесс может тянуться и месяц, и два.
Огромная проблема — штат. Ты зависишь от него. И твоя прибыль тоже. В Москве дико сложно найти хороших официантов, барменов, поваров, менеджеров. Более того: если повезет и ты найдешь людей, будь готов к тому, что половина из них уволятся в самом начале работы заведения. Одним не понравится график работы, другие хотят чаевых $200 в день, третьи готовы работать, но не готовы ждать, пока ты раскрутишься и у тебя будет постоянно полный зал.
Все контролирующие органы города сочтут своим долгом прийти с проверкой. При этом открыть заведение, полностью удовлетворяющее всем требованиям госорганов, весьма и весьма трудно.
Деньги, которые ты потратил, могут вовсе не вернуться. А ведь это могут быть заемные деньги. Что обидно.


Магазин игрушек
Сергей, владелец магазина игрушек www.lunohod-1.ru

Фото 2 - Малое дело

Я коллекционирую всякие артефакты “новой визуальной культуры”: комиксы, книги, документальные фильмы, альтернативную анимацию, игрушки, — однако среды для общения и обмена информацией на родном языке не хватало. Поэтому начал доступными средствами внедрять эту субкультуру. Получилось так, что среда клиентов/партнеров стала формироваться сама собой, едва мы начали работать; так что о рекламе не очень беспокоились. Для микробизнеса главное — учет средств и эффективность работы немногочисленных сотрудников, поэтому сфокусировались на качестве обслуживания, а все остальное передали на обслуживание компаниям-партнерам. Все, что можем себе позволить, тратим на товары: кое-что покупается, кое-что берется на реализацию.

Расходы:
Разработка сайта75 000 руб.
Оборудование склада30 000 руб.
Обслуживание сайта10-12 000 руб./мес.
Курьер250 руб. за поездку
Почта10 000 руб./мес.
Аренда40 000-45 000 руб./мес.
Зарплаты80 000-100 000 руб./мес.


Структура расходов на офис и обслуживание выглядит следующим образом: 50% — зарплаты персонала и субподрядчиков, 25% — аренда офиса и склада, 15% — почтовые и транспортные услуги, 10% — прочие расходы (каталожная
фотосъемка, обслуживание сайта, всякий раздаточный материал и т.п.).
Основная задача офиса — формирование среды; как я ее называю — экосистемы. В нее входят общение с клиентами, ведение блога и перевод тематических статей и материалов, организация мероприятий (несколько раз в год мы проводим акции по дизайну персонажей и игрушек), образовательные проекты.

Минусы:
Минус, он же и плюс, в том, что в нишевых бизнесах нет огромных денег и сверхконкуренции, поэтому можно позволить себе просто наслаждаться работой.


Фотобизнес
Игорь, фотограф

Фото 3 - Малое дело


Моим единственным стартовым капиталом были я сам и мои работы. Решив поменять сферу деятельности, я имел за спиной лишь трехлетний опыт увлечения фотографией. Хотя благодаря интернету был уже достаточно известен как фотограф и даже преподавал (проводил семинары и мастер-классы).
По основному образованию я управленец, более восьми лет проработал в крупных интернет-компаниях на руководящих должностях. К смене работы подтолкнула сама жизнь: задержки по зарплате были катастрофическими, а трудовой книжки на руках не было, поэтому не оставалось иного выхода, кроме как зарабатывать на жизнь фотографией. За один вечер был сделан сайт и отобраны снимки для портфолио — а дальше я начал рекламироваться.


Фото 4 - Малое дело


Расходы:
Основная статья расходов — интернет-реклама. Первую кампанию провел бесплатно, через сайт “Одноклассники”, используя отсутствие (на тот момент) у него защиты. Я не предлагал свои услуги, а сыграл на банальном любопытстве людей: на ночь оставлял компьютер с программой, заходившей “в гости” к другим пользователям — многие из них потом посещали мою страницу. Через некоторое время подобная схема перестала работать, но дело уже было сделано: несколько десятков тысяч людей узнали обо мне и несколько сотен заинтересовались моими услугами.
А потом с каждого заказа я стал откладывать деньги на рекламные кампании в интернете. В настоящее время трачу на рекламу 30 000-50 000 руб. в месяц.

Оборудование:
Уложиться в 30 000-50 000 руб. не проблема — на первое время этого будет достаточно. Сейчас у меня Canon EOS 5D — 50 000 руб. Комплект объективов: 24-70 2.8L — 30 000 руб., 70-200 2.8 — 30 000 руб. и несколько фикс-объективов стоимостью около 15 000 руб. каждый. Если задача требует дополнительного оборудования, я просто беру его в аренду. Если оборудование требуется часто — покупаю его.
У меня нет осветительных приборов, проще их арендовать. Самое дорогое в фотобизнесе — помещение: в Москве оно стоит в среднем 150 000-200 000 руб. ежемесячно.
 
Офис: за и против
У меня нет офиса и, надеюсь, не будет. Для общения с клиентами выбираю кафе и рестораны — а офис нужен в том случае, если бы на меня работало много фотографов, ретушеров, а я был бы просто ведущим фотографом. Но пока до этого далеко.
 
Аренда студии
Организовать собственную студию я бы не рекомендовал. Есть опасность погрязнуть в менеджменте, в счетах за помещение, охрану, уборщиц и т.д. и т.п. Можно, конечно, еще и сдавать студию в аренду, но тогда есть соблазн перестать фотографировать самому. Я поступил проще: в сумму своих услуг закладываю стоимость аренды.
Безусловно, в перспективе хочу иметь студию, но это произойдет лишь тогда, когда буду уверен, что даже при самом худшем раскладе заработаю на ее содержание и еще столько же останется в прибыли.

Как привлекаются клиенты
Интернет-реклама и “сарафанное радио” (рекомендации бывших клиентов). Не уверен, что печатная реклама эффективна. К тому же она очень дорога.

Окупаемость
Хорошая, но бывают совершенно мертвые месяцы — например, май. Сейчас осваиваю новый для себя вид деятельности — свадебную фотографию, так как летом у фотографов-студийщиков затишье, а у свадебщиков наоборот. Но пока я не в восторге от рынка свадебной фотографии. Еще преподаю в фотостудии www.foto-fabrika.ru — это неплохой постоянный заработок.

Минусы
Нестабильность дохода. Если я, например, болею, то несу значительные убытки; бизнес на 100% зависит от моих действий.

Комментарии

13
сергей
17 мая 2016 8:53

Всё из пальца высосано. Вопрос первый - откуда начальный капитал. Вопрос второй - как решаем вопросы с властью на всех уровнях. Даже фотограф - бывший управленец, т.е. ни разу канавы не копал, фотоаппарат - типа хобби, переведённое в заработок - читай раскрутка проекта. Обожаю интервью мальчиков 20-летних: " вот решил открыть ресторан, а потом уже сеть заправок по Москве" - кто ещё верит в такую чушь? - простой смертный даже близко это не сможет провернуть, если только не спотыкнётся о мешок с миллионами, и не факт что деньги не отожмут - перестаньте летать в розовых соплях

Юрий
23 февраля 2015 15:01

Собственный бар, магазин игрушек и фотобизнес - неплохая подборка бизнес-идей... Мне было бы интересно почитать про открытие зубного кабинета, но и в этих индивидуальных проектах есть очень много хороший мудрых мыслей :-)

Линар
02 июня 2014 21:32

В этом нелегком деле нужны везение холодный расчет, чтобы не прогореть на начатом, иначе будет очень обидно. К сожалению, таких случаев много и мало кто может по-настоящему раскрутиться.

Добавить комментарий
Показать ещё