Если босс тебя ненавидит

Как бы плохо ни относился к тебе начальник, ты все равно можешь извлечь пользу из общения с ним.

Каждое утро мой приятель Джеймс Брюстер вынужден подниматься на административный этаж офиса и обсуждать те или иные важные вопросы со своим боссом Мартином. Это были бы обычные рабочие моменты, если бы не острое чувство страха, которое накрывает Джеймса каждый раз, когда он приближается к кабинету Мартина.

Вот как это обычно происходит.

Фото 1 - Если босс тебя ненавидит

— Мартин, — говорит Брюстер, — можете уделить мне минутку?

— Я очень занят, Джеймс, — отвечает Мартин.

— Это займет всего несколько секунд, мне нужно одобрение по одному вопросу.

Мартин снимает свои очочки и кладет их на стол с видом крайнего утомления. С каменным лицом смотрит на Джеймса. Джеймс перетаптывается с ноги на ногу.

— Это по поводу сделки с Ньедлингером, — начинает он. — Все выглядит здорово. Хорошая цена, годовой прирост и прибыли высокие. Но, чтобы завершить сделку, возможно, мне придется сводить их руководителей посидеть в неформальной обстановке. Я могу превысить полномочия на расходы на сотню-другую долларов, и мне требуется... ну, вы понимаете... согласие... что все ок.

— Нет, — отвечает Мартин.

— Но, Мартин... — начинает Брюстер...

Он может попытаться вежливо оспаривать мнение Мартина (попытка закончится неудачей). Он может представить все возможные аргументы, почему счет из бара на $500 стоит того в преддверии миллионных прибылей. Или он может топнуть ногой и заорать, что он, к сожалению, уже пару раз проделывал в прошлом. Но он не преуспеет ни в одном случае. Дело в том, что босс просто не выносит его. И эта проблема, пожалуй, одна из самых сложных в карьере. Потому что, когда дело касается терпения, гибкости и умения сдерживать эмоции, боссы не всегда с этим справляются. Даже наоборот — начальники зачастую более эмоциональны, подвержены перепадам настроения, и у них более личностный подход к сотрудникам. Просто потому, что они — главные. Они могут себе это позволить. 

Увы, но весь груз межличностных отношений в коллективе ложится на подчиненных. Даже если в возникшей проблеме на 95% нужно винить твоего босса, 95% ответственности и усилий по решению этой проблемы — на тебе. Ты должен обладать особой ловкостью, прозорливостью и, конечно, огромным терпением. Постараемся тебе помочь и посоветовать, как себя вести. Итак:


ПЕРВОЕ: Пережди

Главное в истории моего друга Брюстера — его так и не уволили. Для этого есть три причины: он действительно ценный сотрудник и профессионал в своем деле; существует слишком мало законных причин для его увольнения; он продемонстрировал почти безграничное терпение, выдерживая плохое обращение Мартина (почти — потому что был один срыв, см. дальше). Эта позиция дала ему самый ценный из ресурсов для исправления ситуации — время. Он знает, что не разрулит эту проблему за день, месяц, а может, даже и за год. Поэтому он ждет, изучает ситуацию и не делает главной ошибки в перестрелке — не палит из всех своих орудий, если знает, что это не приведет ни к чему хорошему.

Несколько лет назад один мой друг, назовем его Нейт, оставил свою компанию, проработав там почти 10 лет. На прощальной вечеринке его начальница встала, чтобы произнести крайне нелюбезный, но очень интересный тост: «Ты никогда мне не нравился, Нейт, — сказала она. — Но после почти 10 лет я научилась понимать тебя и даже немного уважать. Удачи».

Помни: даже самые отвратительные боссы ненавидят увольнять людей. Ты в большей безопасности, чем думаешь, — если только не начнешь открытую войну.


ВТОРОЕ: Наблюдай сверху

Научись абстрагироваться от ситуации. Способность не проявлять эмоции, наблюдать со стороны за происходящим не только сберегает тебе нервы и предостерегает от скоропалительных и зачастую ошибочных шагов — она дает тебе власть. Потому что ты смотришь на ситуацию трезво и холодно, а твой босс — как раз нет.

Мой приятель Клейн был просто рекламным постером этого тезиса. Какое-то время его босс — действительно устрашающая личность, я назову его Эл, — просто ненавидел Клейна, но по ряду причин не мог его уволить. Однако он старался замучить его до смерти. Эл вызывал Клейна в свой офис каждый день и неистовствовал, выставляя его полным придурком. А Клейн, в свою очередь, отключался и с высоты пролетающего самолета смотрел, как босс психует. «Однажды я пригляделся к нему во время очередной истерики, — рассказал мне Клейн. — Его десны кровоточили. Я еще подумал — может, у него случится инсульт?» И Клейн рассмеялся. А, как ты знаешь, смех — лучшее лекарство.

И помни, что твоя злость — это в первую очередь оружие против тебя же. Когда ты демонстрируешь злобу, босс видит в тебе врага, которого нужно растоптать, — надо это тебе?


ТРЕТЬЕ: Действуй

Просто ходить из угла в угол и бухтеть, какой гад твой босс, явно недостаточно. У тебя должно быть четкое понимание, что ты должен делать и как себя вести в отношениях с начальством. Вот ключевые пункты этого плана:

А. Старайся максимально качественно делать свою работу У начальника не должно быть реальных поводов злиться на тебя. Большинство же придерживаются прямо противоположной тактики — они пытаются насолить начальнику. Например, упомянутый уже Джеймс Брюстер — в разгар переговоров с очередным клиентом укатил на две недели в отпуск в Испанию и выключил телефон. Смелый шаг, конечно.

Б. Дай боссу понять, что ты болеешь за дело Нет, не за его задницу, а именно за дело. Подлиз никто не любит, особенно те, к кому они ластятся. А вот искренних энтузиастов ценят всегда. «Боб, вам нужно изучить эту часть контракта — ее точно будут обсуждать на встрече с Оскаром» — такое предложение Боб, скорее всего, воспримет благожелательно (если хочет, чтобы Оскар был о нем высокого мнения). «Хм, — подумает Боб, — а Ларри не такое уж дерьмо. Я с ним так плохо обращаюсь, а он все равно заботится обо мне и о компании. Надо будет перестать его третировать на пару-тройку минут как-нибудь на следующей неделе».

В. Держись своей работы Продумывай каждый шаг и не позволяй обстоятельствам выбить тебя из колеи. Подсознательное отторжение ситуации может превратить тебя в непокорного, грубого, отлынивающего от работы сотрудника, а это дает отличный повод твоему боссу сказать его боссу: «А ведь я был прав. Он действительно псих и неудачник».

Так что не будь им.

Твоя стратегия — превозмочь и пережить тревоги и страхи. Это не просто возможно, это точно осуществимо. Корпорации полны умных, способных сотрудников, которые формируют, по существу, постоянное правление организации. А начальники приходят и уходят. И пережив самодура, ты приобретешь бесценный опыт работы в режиме постоянного стресса, а главное, поймешь на будущее, как нельзя себя вести, когда сам станешь начальником. Так что запоминай все, что с тобой происходит, — это поможет тебе лучше справляться с твоими обязанностями. Которые, если что, — управлять коллективом, а не быть боссом. Сам понимаешь, это разные вещи.



От босса к всеобщему любимчику

Если ты руководишь коллективом, но подозреваешь, что подчиненные отнюдь не готовы идти за тобой в атаку, тебе нужно выстроить с ними новые отношения. Для начала можешь принести на работу печенье. И еще:

1. ПООЩРЯЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

«Создай атмосферу, стимулирующую людей оспаривать идеи друг друга», — советует Роберт Саттон, автор книги «Хороший босс, плохой босс». Но установи правила хорошего тона. Не позволяй сотрудникам переходить на личности и грязно ругаться друг с другом.

2. ЗАЩИЩАЙ

«Хорошие руководители работают щитами для подчиненных», — говорит Саттон. Защищай свою команду, когда обсуждаешь с начальством зарплаты или повышения в должности. Иногда бери на себя ответственность за их ошибки и сопротивляйся введению тех требований и правил, которые, ты уверен, понизят производительность.

3. ИСПОЛЬЗУЙ ПОЛИТИКУ «ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ»

Поощряй общение подчиненных с тобой. Регулярно приглашай их в свой кабинет, чтобы выяснить, как идут дела, нет ли у них каких-то пожеланий к тебе. И внимательно слушай, что тебе будут говорить.

4. НАЧИНАЙ И ЗАКАНЧИВАЙ ВОВРЕМЯ

Да, ты занят. Нет, это не значит, что ты можешь задерживать сотрудников на работе. Нельзя отнимать у людей личное время (после работы или в обед), все поголовно будут этим недовольны. Если ты начинаешь совещание, встречу или что-то в этом роде позже, поторопись, чтобы закончить все вовремя.


Текст: Джил Шварц, телекомпания CBS

Комментарии

14
Елизавета
01 февраля 2016 22:37

Я считаю, что хорошие отношения в коллективе (и с боссом соответственно) очень важны! Без них на работу ходить крайне тяжело и не понятно есть ли смысл зарабатывать деньги, а потом тратить их на какие-то процедуры из-за стресса и постоянных расстройств. Нужно четко делать свою работу и быть человеком) вот и все в принципе) с такими показателями вряд ли будут к тебе претензии) Ну, а если все таки босс мудак, то нужно уметь и абстрагироваться) Или следовать советам из статьи, но сколько бы полезного с этого ты не извлекал, когда идет постоянное унижение или приставать к твоей особе... это сложно. С неохотой идти на работу... жизнь коротка чтобы тратить её на такие вещи как нытье из-за плохого начальника. Все верно! Выход есть) либо поменяй начальника, либо сам им стань)

Владимир
26 января 2016 16:19

Люди разные, но на работе надо забывать о личном

Abrahm
24 сентября 2015 22:26

Да правильная статья. Согласен стем что надо отстраниться от конфликтной ситуации с начальством и что начальство приходит и уходит.

Добавить комментарий
Показать ещё