Профессия — дальнобойщик: от Тюмени до Камбарки

В эти дни по всей стране вовсю идет волна протестов дальнобойщиков против взимания платы за проезд по федеральным трассам через систему «Платон». Что это за люди такие — дальнобойщики — и чем они живут? Это на собственной шкуре ощутил редактор МН Антон Зоркин, который недавно исполнил свою детскую мечту: сел в кабину седельного тягача и покатил по стране — от сибирской Тюмени в удмуртскую Камбарку.
Тебе везти

Для того чтобы перемещать серьезные грузы между городами и управлять седельным тягачом, тебе понадобятся права категории СE и опыт вождения таких машин — не мене­е двух лет (во многих транспортных компаниях требуют пять). Водители-дальнобойщики работают на транспортную компанию на ее автомобилях или же покупают свою собственную машину (тягач Scania с пробегом в 600 тысяч км обойдется примерно в 4 миллиона рублей). Чтобы инвестиция окупилась, ты должен получать хорошие рейсы от так называемых «диспетчеров» — посредников между водителями и заказчиками. Кроме того, заказы можно найти и в интернете на специальных сайтах для водителей грузовиков.

663 км

Заезжаем на стоянку у гостиницы «Золотой терем» — здания в ста метрах от трассы, возле поселка Уинское. Вениамин уходит спать внутрь мотеля — чтобы я сам прочувствовал все нюансы быта дальнобойщиков. Вытягиваюсь на ложе, устроенном позади сидений водителя и пассажира. Мерно гудит мотор автономного обогревателя кабины (его включают ночью, чтобы не заводить основной двигатель машины). Ощущения после целого дня в пути? Болят спина и зад, словно без устали скакал на небольшой лошадке. Засыпаю, слушая, как за окном по трассе проносятся машины.

«Болит зад — это нормально, привыкаешь. Такие у нас дороги, никуда не деться. В большом рейсе так наскачешься, можно смело в кавалерию записываться», — приободряет меня Вениамин. Шесть утра, мы наскоро завтракаем. Уже через десять минут мы снова в дороге. Еще темно, с неба сыплет снег с дождем. Трасса извилистая, фары обшаривают березовый лес впереди. Вениамин косится на термометр: «Плюс три, плохо. Местность холмистая, если подморозит, можем плотно встать. Приятель на трассе «Байкал» недавно замер на три дня в пробке». Один из недругов дальнобойщиков — гололед, который появляется уже при +2. Частая картина: тяжелый тягач намертво буксует на небольшом пригорке, а за ним шеренгой выстраиваются еще десятки машин. Зимой на Урале, где дорога идет то вверх, то вниз, пробки из грузовых машин часто растягиваются на полсотни километров.

Вид за окном неизменен: уходят за горизонт бесконечные леса и поля, иногда на них мелькают однообразные деревни, одноэтажные деревянные избы. Начинает казаться, что и нет на свете никаких больших городов. Развлекаюсь тем, что мысленно застраиваю пустующие просторы: возвожу аквапарк, проектирую гигантский зоопарк. Где-то в Москве или Санкт-Петербурге люди пошли в суд из-за десяти квадратных метров? Вот вам, люди, огромные строения, масштабные парковки, гигантские супермаркеты, многоэтажная баня. Благодарные жители забрасывают меня цветами, целуют рукав. Делюсь фантазиями с Вениамином — он рассказывает, что ведет подсчет кур, яиц, поросят и других фермерских планов на будущее. Так и занимает время в пути.

982 км

Поглядываю в окно и размышляю над тем, что дальнобойщики, как и средневековые караванщики, и есть настоящие путешественники. Вспоминаю Николая, которого мы встретили на одной из заправок: он весь год возит комплектующие бронетранспортеров из Хабаровска в Подмосковье, а потом, неделю отвиснув у родителей в Туле, вдруг уходит рейсом куда-нибудь в Белоруссию. Или вот вчера остановились купить воды и познакомились с Андреем, который недавно вернулся из Швейцарии с грузом фармацевтики. А сейчас уже мчится в какой-то удаленный поселок под Воткинском — с продуктами первой необходимости.

Вечером мы въезжаем в Камбарку. Два дня пути, 982 километра позади. Впереди — пятиэтажки и деревянные дома, на берегу Камбарского пруда — памятник Ленину. Беру такси до вокзала, водитель старенькой «Волги» заводит разговор: «Скорее бы у нас мост построили, сколько себя помню, невозможно ездить». Дождь рисует на лобовом стекле извилистую линию Великого Шелкового пути, на окраине Камбарки из грузовиков выгружают противовесы для кранов. А в далекий поселок у Нарьян-Мара водитель, прорвавшись сквозь глухие леса, привез наконец шампунь и мыло.


Слушай, смотри и играй:

Фото 1 - Профессия — дальнобойщик: от Тюмени до Камбарки

Песня: «Дальнобойщик»

«...и мужские руки сильные держат руль...» — это, если ты не понял, из альбома Татьяны Овсиенко «Надо влюбляться», 1995 год. Кстати, отец певицы, Николай Михайлович Овсиенко, работал водителем-дальнобойщиком.

Фото 2 - Профессия — дальнобойщик: от Тюмени до Камбарки

Фильм: «Конвой»

Картина американского режиссера Сэма Пекинпа, снятая в 1978 году. Один из первых фильмов о дальнобойщиках. По сюжету водитель (его играет актер и кантри-певец Крис Кристофферсон) тягача Mack RS700L борется против шерифа небольшого городка, который вздумал брать мзду с проезжающих дальнобойщиков.

Фото 3 - Профессия — дальнобойщик: от Тюмени до Камбарки

Картина: «Зимний обоз в пути»

Наглядно — особенности перевозок в холодное время года в XIX веке. Маслом на холсте эту картину написал в 1857 году Иван Айвазовский, который куда больше известен морскими пейзажами.

Фото 4 - Профессия — дальнобойщик: от Тюмени до Камбарки

Игра: «Дальнобойщики»

Серия российских компьютерных игр. Первая из четырех частей вышла в 1999 году и называлась «Дальнобойщики: Путь к победе». В начале карьеры игроку выдают автомобиль ЗИЛ и 30 000 долларов, на которые он должен купить товар.

Комментарии

34
Совуня
02 января 2016 12:54

Работа очень сложная и опасная. Кто-то с помощью своего профессионализма умудряется избегать опасных ситуаций. Здесь главное опыт!

Максим
25 ноября 2015 11:15

интересный материал....но......а где гаишники,опасности,подрезалы и тд...так ,обычное описание-сел в машину,поехал,попил,поел,поехал,приехал.жизнь дальнобоя намного ярче и красочней.это и дружба,и взаимовыручка,и смешные моменты...да и как можно почувствовать себя в шкуре дальнобоя,сидя на пассажирском месте?как говорил Станиславский-Не верю!

GROG
24 ноября 2015 18:14

работа не из лёгких.
новая тема с Платонами - не айс и по понятным причинам мужики встают в позу....... Всё это делается спецом,чтоб убить бизнес грузоперевозчиков и чтоб коммерсы вернулись на железку...........
Жаль,столько судеб сломается,ведь у людей машины кредитные,прицепы,рефы..........
Чтож за страна то у нас такая,постоянно какие-то потрясения..........
нет тут стабильности.............

Добавить комментарий
Показать ещё