Профессия — дальнобойщик: от Тюмени до Камбарки

В эти дни по всей стране вовсю идет волна протестов дальнобойщиков против взимания платы за проезд по федеральным трассам через систему «Платон». Что это за люди такие — дальнобойщики — и чем они живут? Это на собственной шкуре ощутил редактор МН Антон Зоркин, который недавно исполнил свою детскую мечту: сел в кабину седельного тягача и покатил по стране — от сибирской Тюмени в удмуртскую Камбарку.

236 км

На обочине у поселка Богданович лежит на боку фура: кабина чуть смята, из кузова рассыпался, трясется на ветру, ватный утеплитель. Водителя не видно. «Заснул, наверное, вылетел за трассу», — комментирует мой спутник. По закону (статья 11.23 КоАП РФ) все водители грузовых автомобилей грузоподъемностью от 3,5 тонн должны двигаться, согласуясь с тахографом, установленным в машине. Этот прибор контролирует параметры поездки: скорость, сколько ты проехал и когда должен отдохнуть. Нет тахографа (или если сотрудники ГИБДД увидят, что ты едешь, не подчиняясь советам устройства) — плати штраф от одной до трех тысяч рублей. Нормативы, как постановило российское министерство транспорта, такие: не более 9 часов в день в дороге; максимальное время в пути — не больше 90 часов за две недели. Впрочем, не все водители и компании соблюдают закон.

556 км

Позади остался Екатеринбург, справа выскочила из леса деревня Полько. Стемнело, решаем остановиться на ужин. «В километре от Полько — машинка. Мужики, осторожнее...» — шуршит рация. «Машинка», на сленге водителей, — патрульный автомобиль ГИБДД (а наши Scania дальнобойщики, например, называют «скамейками»). Рация (27 Гц или 15-й канал в гражданском диапазоне) — форум для водителей. В эфире просят помощи, договариваются вместе выпить кофе, предупреждают о пробках или ремонте дорог. «Белобрысый такой... На синей Volvo. Неделю назад сломался за три сотни от Уфы. Плакался, умолял помочь. Я тормознул, вручил ему ящик с инструментами. Час ждал, пока он прикрутит что надо. Вернул ящик — инструменты мокрые и набросаны как попало. Попросил еще пятьсот рублей, сказал, на телефон скинет. До сих пор жду! Отцы, встретите — посмотрите ему в глаза...» — делится с коллегами голос в рации. Вениамин тоже жмет кнопку: «Эй, а где встать перекусить после Орды? Чтоб вкусно». — «Кафе через пятьдесят километров от Орды, зеленый дом. Хозяйка Лида. Крутой борщ», — мгновенно советует чей-то бас.

С владельцами заведений у дальнобойщиков строго, как в «Красном гиде Мишлен». Кому-то не понравился салат из помидоров, щи пересолены, к пельменям не подали майонез? Вскоре об этом узнают водители в округе, провинившуюся кухню станут объезжать стороной.

605 км

Паркуемся где-то за поселком Орда, втискиваясь на обочине между двумя коллегами на пыльных тягачах Volvo. Заходим внутрь обычного деревянного сруба. Это и есть кафе: несколько столов, за прилавком женщина лет сорока в майке «Я люблю Великобританию». Хозяйка Лида, она же повар и официант. Заказываю ужин (вареная курица, пюре, салат и компот) за 120 рублей. По соседству жует жареную рыбу Илья, офицер запаса Военно-воздушных сил, один из водителей Volvo. Через два дня он должен привезти китайские памперсы в Пермь. «Опасные места — в районе Челябы. Грабят, разворовывают... Можно позвонить ребятам, заплатить, тебя встретят, проводят. Все сам умею и могу, но оружия с собой не беру. Не хочу в тюрьму. Пусть бандиты забирают, что смогут унести. Последнее время, например, я возил бетонные блоки…» — рассказывает Илья.

К разговору подключается другой водитель, Егор, седой мужчина лет пятидесяти: «Мне стало нервно по Сибири вдалеке от федеральных трасс ездить, там на сотню километров — никого, хорошо если медведя встретишь. Это на север от Тобольска, туда. Молодежь из придорожных деревень как делает? Подскакивают на старом УАЗе, единственном, небось, на всю деревню. Прямо на ходу, пока ты плетешься по буеракам, срывают замок и груз выкидывают на снег. Что там один среди леса сделаешь, кому что потом докажешь? Но мне разок удалось разогнаться — бортом задел, чуть их в канаву не скинул. Ушел».

Именно такими вот безлюдными дорогами доставляют продукты и вещи первой необходимости во многие отдаленные российские деревни и поселки — по-другому туда просто не добраться. «Одно время я возил помощь от своего завода поселку в Ямало-Ненецком округе. Приезжаешь, а в единственный магазин собралась толпа, приплелась куча народу из ближайших деревень. Шампунь довез, мыло — ерунду вроде. В родной Уфе я могу все это каждый день мешками закупать. А у них счастье, будто Новый год наступил», — улыбается Егор.

Поужинав, отправляемся дальше, чтобы найти место для ночлега. «Уважаемые водители. К вашим услугами комфортный мотель «Радость», — с приходом вечера скрипит женским голосом рация. Предлагают еще остановиться в «Уюте», переночевать в «Теремке» — люди, придумывавшие названия гостиницам, словно наперебой читали одну детскую книжку. Но на коротких рейсах дальнобойщики стараются не пользоваться отелями. «Зачем платить 1500 рублей за номер, если можно за сотню встать на парковке и спать в кабине? Все стараются экономить», — поясняет Вениамин. Стоянки для дальнобойщиков есть по многим трассам. На них вроде предусмотрена охрана, но на деле заспанный охранник, забрав у вас сотню, уйдет дремать дальше. «Вынесут груз — никто не оглянется. Но наши противовесы попробуй еще забери», — ухмыляется Вениамин.


1 577 000 километров — протяженность автомобильных дорог в России. Длина железнодорожных путей — 86 000 километров. В год на автомобилях по России перевозят 6,9 миллиона тонн грузов, по железной дороге — только 1,3 миллиона. Считается, что автомобильные перевозки эффективны на расстояниях не более 3000 километров.

5 349 000 грузовых автомобилей зарегистрировано в России. «Грузовой автомобиль» — общепринятый термин, которым принято обозначать транспорт любой вместимости, включая «Газели».

40 000 населенных пунктов в России (из общего чис­ла в 155 511) не имеют автомобильного сообщения с внешним миром в период весенней и осенней распутицы.

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Дальше:
663 км

Комментарии

34
Совуня
02 января 2016 12:54

Работа очень сложная и опасная. Кто-то с помощью своего профессионализма умудряется избегать опасных ситуаций. Здесь главное опыт!

Максим
25 ноября 2015 11:15

интересный материал....но......а где гаишники,опасности,подрезалы и тд...так ,обычное описание-сел в машину,поехал,попил,поел,поехал,приехал.жизнь дальнобоя намного ярче и красочней.это и дружба,и взаимовыручка,и смешные моменты...да и как можно почувствовать себя в шкуре дальнобоя,сидя на пассажирском месте?как говорил Станиславский-Не верю!

GROG
24 ноября 2015 18:14

работа не из лёгких.
новая тема с Платонами - не айс и по понятным причинам мужики встают в позу....... Всё это делается спецом,чтоб убить бизнес грузоперевозчиков и чтоб коммерсы вернулись на железку...........
Жаль,столько судеб сломается,ведь у людей машины кредитные,прицепы,рефы..........
Чтож за страна то у нас такая,постоянно какие-то потрясения..........
нет тут стабильности.............

Добавить комментарий
Показать ещё