Биофизик Михаил Амелькин: как делать деньги из воздуха

Это история о том, как физики из Новосибирска придумали инновационную технологию по очистке воздуха и построили компанию с многомиллионным оборотом. Теперь их оборудование стоит в больницах, на атомных станциях, в метро и в тысячах обычных квартир, позволяя людям дышать полной грудью. Михаил Амелькин — CEO группы компаний «Тион» — рассказал MH, как стать успешным в России, не бросая науку.
Биофизик Михаил Амелькин: как делать деньги из воздуха
Фото 1 - Биофизик Михаил Амелькин: как делать деньги из воздуха
Михаил Амелькин
Возраст: 34 года
Родился: в городе Новосибирске
По образованию: биофизик
Карьера: генеральный директор группы компаний «Тион». Управляет коллективом, в котором работает более 200 человек
Офисы компании: в России (Новосибирск, Москва), Словакии и Китае

Человек живет в воздухе, как рыба в воде

«Вот, посмотрите, на этот аквариум, — говорит Михаил Амелькин, указывая на плавающих неподалеку рыбок, — он наполнен водой. И мы, задумав завести рыбок, сразу же покупаем фильтр для воды и заботимся о системе аэрации. Иначе рыбки умрут. А человек живет в воздухе, это наша среда обитания. И что получается? О рыбах мы заботимся лучше, чем о себе. Воздух в мегаполисах сильно загрязнен, его необходимо очищать, если хочешь жить долго и быть здоровым».

Как и многие другие физики, Михаил Амелькин после окончания университета хотел остаться в науке, но перспективы не было. «В той лаборатории, в которую меня распределили, было скучно, — рассказывает он. — Не хватало темпа, ритма, масштаба. Хотелось большего». Уезжать за границу? Амелькина звали работать в Голландию, но он отказался, решив попробовать сделать что-то важное и интересное в России. Работа над инновационным стартапом стала для него возможностью остаться в науке. Михаил тогда еще не знал, что однажды этот стартап будет считаться одним из наиболее успешных в России, а сам он будет генеральным директором.

Самые интересные задачи — те, на которые никто не знает ответа

В 2006 году команда физиков из Новосибирского государственного университета, к которой и присоединился Михаил Амелькин, изобрела новый способ очищения и обеззараживания воздуха, основанный на технологии электростатического осаждения на пористых средах. Так можно было избавить воздух от опасных примесей и инфекций (вплоть до таких губительных, как, например, туберкулез). Казалось бы, тут-то и должны были последовать признание, слава и деньги. Но в России так не случается. Разработка технологии стала лишь первым шагом на пути к успеху.

Как создать лучший продукт

Дмитрий Трубицын, основатель группы компаний «Тион»:

На этапе стартапа многие допускают ошибку в трудоемкости (и мы не исключение). Сделать работающий прототип, показать дееспособность технологии, нечто похожее на серийный продукт — это только 10% трудоемкости. А еще 90% — это из работающего прототипа, который продавать можно, сделать продукт, который бы стал массовым. Классический пример: «Жигули» от «Мерседеса» концептуально ничем не отличаются — 4 колеса, выхлопная труба... Только «Жигули» — это 10%, а еще 90% — это работа с тонкими вещами, которые позволят сделать «Мерседес».

Дальше стало ясно: в России люди еще не привыкли к тому, что воздух нужно очищать от вредных примесей. «У нас в стране мало кто задумывается о том, что в воздухе множество загрязнителей. И это не только уличная пыль, которую легко обнаружить и которая оседает у нас на подоконниках. Это крайне опасные для здоровья газы, по которым в мегаполисах есть регулярные превышения, а также частицы PM 2,5, которые мы вдыхаем и которые не задерживаются в наших бронхах, а попадают в легкие и доставляют вредные вещества (к примеру, свинец или ПАУ — полиароматические углеводороды, которые являются основным ядом, летящим из выхлопных труб автомобилей) прямиком в нашу кровь».

Но как убедить людей в том, что чистый воздух необходим? Как объяснить им, для чего нужно ставить в помещения оборудование для очистки воздуха? Задача нетривиальная, как и у любого инновационного стартапа. «Конечно, есть зарубежная литература на эту тему, но к нашей реальности она имеет слабое отношение. В тот момент перед нами стояла задача, на которую никто не знал ответа. И именно это было самым интересным и самым мощным стимулом двигаться дальше», — вспоминает Михаил Амелькин.

Комментарии

15
Совуня
06 декабря 2015 17:51

Да идея отменная, и чувствую он на ней еще больше в ближайшее время заработать сможет! Еще мне кажется что такие идеи можно брать для вдохновения всем тем кто в дальнейшем мечтает заниматься чем- то подобным

Павел
21 ноября 2015 22:03

Одна из поговорок маркетинга гласит. Надо придумать проблему и тут же предложить ее решение. А так мужик молодец нашел свою нишу идея заработала.

Совуня
12 июля 2015 14:31

Перспективная тема, реально будущее за такими очистными комплексами, но думаю что ре пяти просто удалось схватитсьч за свой шанс и вытащить свой счастливый билет, так как как правило, редко кому удается старт ап поднять, особенно такого формата, да и стоимость у него далеко не бюджетная, как для того, что изготовлена и смоделировано в России!
Но тем интереснее, что у них это получилось, значит есть шанс и у других старт кров, и люди могут попробовать и им может также повезти, просто если человек верит в свое направление, делает все, чтобы оно стало еще более перспективным, то прилагает все возможные силы и путем огромного количества усилий реально и раскрутиться и получить от этого еще и выгоду!

Добавить комментарий
Показать ещё