Торговля предметами искусства: как преуспеть в этом сложном деле

Арт-бизнес, дело настолько тонкое, что заработать на нем все равно что заставить жирафа залезть в цветочный горшок. Но если тебе повезет, то заработаешь столько, что хватит еще и правнукам.

Галерист

Галерист — владелец собственной галереи. Выставляет в ней художников по своему усмотрению. Как правило, заключает контракты с несколькими из них, обеспечивает им PR, позитивную критику и клиентов. Бизнес делает за счет разницы между стоимостью картины, так сказать, «со склада» и ее цены после соответствующего промоушена.

Ни один уважающий себя галерист никогда не признается, что бизнес его процветает. И это чистая правда, поскольку держать галерею в принципе занятие убыточное. Уйма денег уходит на аренду помещения, свет, охрану, зарплату персоналу. Сами картины продаются крайне медленно. Но раскрутиться можно, если не торговать картинами, а продавать себя.

Если уж открывать галерею, то лучше всего сразу покупать шоу-рум в центре, как Гари Татинцян, который открыл свое заведение через дорогу от Кремля. Потом, конечно, стоит заявить о себе в художественном мире — привезти, например, Карима Рашида или Нормана Фостера. Ну а затем уже заводить и двигать своих художников. В одной только Москве сотни галерей, но все они остаются в тени, а на самом деле известных выставочных площадок с мировым уровнем — не более 10-15. Картина, попавшая туда, гарантированно будет замечена художественной тусовкой.

И с этого момента начнется ее счастливое продвижение по экспозициям, странам и континентам до тех пор, пока путь не увенчается выгодной продажей на каком-нибудь аукционе. Знаменитый арт-дилер и галерист Лео Кастелли первым начал платить стипендии художникам за то, чтобы те не уходили к другим галеристам, открыл Энди Уорхола и Роберта Раушенберга и фактически стал одним из основателей поп-арта и концептуализма.

Арт-инвестиции

Модное направление в финансовой сфере. Ты можешь неплохо заработать, скупая отдельные картины какого-либо художника, как если бы это были акции компаний. Чем больше у тебя будет картин, тем больше твой пакет акций, а цена на него значительно выше, чем сумма от продажи каждой работы по отдельности.

Самый доступный способ — покупка работ современных российских авторов. Для начала собери с десяток картин. Важно, чтобы они тебе самому понравились. Первичные вложения составят $20 000-50 000. Посмотри, как будет меняться ситуация вокруг автора. Коллекция реально подорожает, если другие работы твоего художника вдруг попадут в Эрмитаж или Лувр. Или кто-нибудь из действующих президентов купит что-нибудь для своей загородной резиденции.

Самый надежный вариант — вложения в мировые шедевры. Стоимость одной картины в этом случае — сотни тысяч, всей коллекции — сотни миллионов. Но и проблем возникает намного больше — страховка, охрана и специальный климатический режим хранения. Создают такие коллекции не для продажи, а для поддержки имиджа или для обеспечения потомков.

Российский арт-рынок разогрет как никогда и в ближайшее время будет бурно развиваться. Количество дорогой недвижимости умножается, а владельцы особняков класса де-люкс просто мечтают украсить стены своих домов настоящим искусством. И тут им понадобится помощь специалиста. Эксперты прогнозируют, что цены будут расти на российское современное искусство, так как сейчас это самый дешевый сегмент рынка. В цене окажется также русская академическая школа — от передвижников до соцреализма 1960-80-х годов. Так как вещей того времени на рынке становится все меньше, дефицит начнет восполняться работами новых реалистов.

СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ НИКОЛАЯ ДОЛГОПОЛОВА

Я, как обладатель диплома по арт-бизнесу, решил поддержать отечественный художественный процесс и направился на поиски гениальных художников в Государственный академический институт им. В.И. Сурикова, который считается самым авторитетным в области подготовки живописцев.

А что, художники в вашем учреждении имеются? — спросил я какого-то блондинистого длинноволосого студента, в задумчивости изучавшего расписание пересдачи творческих работ. На боку у него болталась армейская потрепанная сумка для противогаза, в которой бойцы обычно таскают сухари и сигареты. Блондинистый ничего не ответил — только посмотрел на меня, как на редкое насекомое.

Как это обычно бывает, художники при жизни никому не нужны. Рембрандт сам под мышкой таскал свои картины заказчикам, а стипендия студента Суриковской академии составляет 600 руб., половину из которых он тратит на краски и растворитель. Наверное, поэтому художники постоянно озадачены единственной проблемой: как дожить до получки. И до тех пор, пока на них не свалилась слава, пребывают в глубокой задумчивости, каковую многие обыватели ошибочно принимают за напряженную внутреннюю работу.

А какой факультет самый крутой? — как ни в чем не бывало продолжал я.

Пока блондинистый что-то там мычал про живописный, я уже входил в аудиторию, на дверях которой значилось объявление: «Не входить! Обнаженная модель».

У продвинутых студентов удалось выяснить, что в академии появилась группа новых передвижников «Малиновая шашка», о которой среди профессионалов говорят пока только шепотом. Якобы они специально не хотят экспонироваться в Москве, в связи с чем западные дипломаты и кураторы тайком пробираются в институт на дни открытых дверей и выставки курсовых, чтобы посмотреть их работы.

Я отыскал их в какой-то подсобке общежития художников. Как потом выяснилось, в группу входят четыре человека и это была их мастерская. По стенам висели русские пейзажи, заснеженные поля и избушки, портреты в классическом стиле, натюрморты, наполнявшие студию запахами цветов и ультрафиолета, а также живописные виды современной Москвы и провинции, пробивающие на слезу эмигрантов третьей волны. Я решил называть их новыми реалистами.

Талантливо, — громко сказал я, — а вы выставляться пробовали?

И, не дожидаясь ответа, тут же предложил первый арт-проект. Поскольку начинать надо как-то необычно, решено было устроить выставку в каком-нибудь модном ночном клубе.

Далее мне поручили придумать концепцию проекта и название выставки — это самое главное в работе куратора после поиска денег. Затем он должен отыскать спонсора, заинтересованного в экспонировании своего бренда на фоне вечных ценностей. Спонсорские деньги пойдут на оплату перевозки картин из мастерской и обратно, аренду помещения, монтаж экспозиции, печать каталогов и пригласительных билетов для VIP-персон, а также на гонорары художникам, рекламу в прессе и на перетяжках.

Комментарии

14
Совуня
30 июня 2015 15:24

Знаю мальчика, который подрабатывает летом живой статуей, это еще один вид такого Арт момента, когда живого человека в одежде поливают краской, из баллончика бронзовой или серебристой и ставят на площади для того, чтобы рядом с данным Арт объектом могли сфотографироваться все желающие!
Ну работа я вам скажу вообще не самая простая!
Это только кажется визуально, чтоы от так вот просто стоять в роли такой статуи и фотографироваться!
Это ад летом, потому что хоть краска специфическое и она не течет, да и по словам участников таких выставочных акций она еще и плохо смывается, но попробуйте провести в ней часа три!
Мне кажется захочется и грузчиком пойти работать, лишь бы двигаться как все нормальные люди и никого из себя не изображать:)))

pavel
25 марта 2015 21:04

все что связанно с искусством вызывает интерес.

Alexandr
22 марта 2015 9:45

Отличная статья!

Добавить комментарий
Показать ещё