Ричард Брэнсон о самоуверенности и первом бизнес-проекте

Самый харизматичный магнат Соединенного королевства вспоминает, как учредил журнал в 15 лет, и напоминает, как важно верить в свои силы.
Ричард Брэнсон

Учась в школе Стоу, мы с моим другом Джонни решили учредить журнал для школьников со свежим взглядом на вещи. Предполагалось провести кампанию против «дедовщины», телесных наказаний, обязательного посещения церкви, присутствия на играх и изучения латинского языка.

Я составил перечень возможных рекламодателей, чьи имена обнаружил в телефонном справочнике. Я также написал в одну компанию, интересуясь, не взялись бы они за доставку журнала. Так, имея в виду спонсоров, рекламодателей, дистрибьюторов и расходы на каждом этапе, я написал свой первый бизнес-план. Цифры выглядели слишком скромными, поэтому мы с Джонни решили привлечь больше школ, а также технические колледжи и университеты. Это обеспечило бы доступ к журналу большему количеству людей и подхлестнуло бы рекламодателей. Мы подумали, что если мы нацелим журнал на университетских студентов, он будет покупаться и старшеклассниками, но если мы адресуем его старшеклассникам, он не заинтересует студентов.

Остановились на названии «Студент». Мать одолжила мне £4; это помогло покрыть стоимость телефонных звонков и отправки писем. Отец Джонни организовал выпуск бумаги для заметок с идущей поверх листа надписью «Студент — журнал для британской молодежи» и символом восходящего солнца.

Я начал обустраивать офис в своей учебной комнате в школе и попросил директора поставить там телефон — разумеется, он отказал. В результате мне приходилось звонить из телефонных будок. Но скоро я обнаружил одну очень полезную вещь: если я звонил телефонистке и сообщал, что аппарат забрал деньги, а звонок сорвался, мне разрешалось позвонить бесплатно. Да и слова телефонистки звучали так, будто их произносила секретарша: «С вами будет говорить мистер Брэнсон».

Я составлял и составлял списки людей, которым должен был позвонить, и медленно проходил их сверху донизу. Большинство отказывались платить за рекламные объявления в журнале, который был только в проекте. Но постепенно я начал находить способы привлечь их внимание. Я мог позвонить в банк National Westminster и сказать, что банк Lloyds только что забрал под рекламу целую страницу и не хотели бы они дать свою рекламу рядом с банком Lloyds? «Журнал «Студент» будет самым большим британским изданием для молодежи», — добавлял я. Звонил в компанию Coca-Cola и сообщал, что Рepsi только что зарезервировала место под большое рекламное объявление, но задняя страница еще свободна. Другая хитрость была скрыта в безобидном вопросе: «Вы заинтересованы в приеме на работу лучших выпускников школ и университетов? — Ни один менеджер по персоналу не признался бы, что они ищут посредственные кадры. — В таком случае мы издаем журнал именно для вас».

Чтобы избежать возвращения телефонистки на линию для отключения, я научился при разговоре укладываться в пять минут, говоря быстро и очень напористо. Мой голос рано сломался, и никто не догадывался, что имеет дело с пятнадцатилетним школьником, стоящим в телефонной будке.

Мои школьные дела были из рук вон плохи, но в работе над журналом я приобретал прекрасное качество — уверенность в своих силах. Будь я пятью годами старше, явная абсурдность попытки продать крупным компаниям рекламу в несуществующем журнале, редактируемом двумя пятнадцатилетними школьниками, помешала бы мне даже поднять трубку телефона. Но я был слишком юн, чтобы ожидать неудачи. К апрелю 1967 года мы по-прежнему топтались на месте. Затем случился прорыв: мы получили нашу первую ксерокопию чека на £250 за рекламное объявление, и знаменитый мультипликатор Джеральд Скарф согласился нарисовать для нас комикс и дать интервью. Журнал «Студент» становился реальностью.

Когда я покинул Стоу в 1967 году в возрасте неполных семнадцати лет, напутствующими словами директора были: «Поздравляю, Брэнсон. Я предсказываю, что ты либо отправишься в тюрьму, либо станешь миллионером». В следующий и последний раз я получил известия из Стоу через полгода. Это было письмо от директора, датированное 16 января 1968-го: «Дорогой Брэнсон, мне было приятно узнать, что Вы получили хорошие отзывы в прессе, и мне было бы очень интересно взглянуть на первый номер Вашего журнала. Примите мои поздравления и самые добрые пожелания на будущее».

Первый номер журнала«Студент» вышел в свет в январе 1968 года.

По материалам книги Ричарда Брэнсона «Теряя невинность» 

Комментарии

20
Дмитрий
17 февраля 2015 10:49

Неплохая бизнес-идея у него была!
Кстати, что-то не замечал в продаже- у нас сейчас есть какой-то хороший журнал для подростков и студентов?

Михаил
13 февраля 2015 21:07

молодец он, где то я читал уже этот рассказ... - не он ли в девять лет пытался сажать ёлки? ёлки его съели кролики, он кроликов отстреливал и сдавал мяснику... на полученные деньги расплатился по долгам - брал у тёти деньги на семена ёлок :)
хотя могу и путать. но как пример, что при желании можно всё преодолеть - это очень хорошая статья :)

Дмитрий
29 января 2015 10:36

Креативный пройдоха :) ! Именно таким и должен быть удачливый бизнесмен- акула капитализма :))

Добавить комментарий
Показать ещё