Луи Жан Люмьер: за что мы благодарны отцу кинематографа

В российский прокат выходит интереснейший фильм «Люмьеры!», в котором в рамках одной ленты директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо собрал и прокомментировал 108 фильмов, снятых «отцами кинематографа». Вспомним по этому поводу, чем именно мы обязаны младшему из великих братьев, Луи Жану Люмьеру.
Фото 1 - Луи Жан Люмьер: за что мы благодарны отцу кинематографа
Стоп, снято

Луи Жан Люмьер родился 5 октября 1864 года. Работал на принадлежащей его отцу фабрике по производству желатиновых фотопластинок, занимался разработкой и производством киноаппаратуры, совершенствовал технологии цветной фотосъемки. Обладатель медали Эллиота Крессона (1909, вручается за научные и технические достижения) и Большой золотой медали SEP («Общества поощрения прогресса»). Умер в 1948 году. В честь братьев Люмьер назван астероид №775, открытый в 1914 году. В 1960 году оба брата получили по персональной звезде на «Аллее славы» Голливуда.

1. Он сделал «кино для всех»

Опыты с движущимися картинками изобретатели производили задолго до Люмьера: следует вспомнить фенакистископ Жозефа Плато (1829), зоотроп Уильяма Джорджа Горнера (1833), зоопраксископ Эдварда Мейбриджа (1879). Дальше всех в своей работе продвинулся Томас Эдисон, представивший в 1889–1891 годах кинетограф и кинетоскоп — аппараты для записи и воспроизведения подвижных изображений. На этой технике был даже снят первый американский немой фильм «Шалости» — вот, полюбуйся. Но у техники Эдисона был важный недостаток: смотреть фильм на кинетоскопе мог только один человек — через окуляр, как в подзорной трубе. А Луи Жан Люмьер сконструировал аппарат, который и снимал фильмы, и показывал их на большом экране (патент на него был получен 13 февраля 1895 года). Этот аппарат и получил знакомое тебе название — «синематограф».

2. Он устроил первый киносеанс

Луи работал в паре со своим старшим братом Огюстом Мари Луи Николя: первый изобретал, второй продвигал изобретение в массы. Первый раз публика увидела результаты их работы 28 декабря 1895 года в парижском «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок, 14. Всего братья показали десять фильмов (длина каждого не превышала 50 секунд); первой была показана картина «Выход рабочих с фабрики». Выручка от сеанса составила всего 35 франков, но это было только начало большой истории. Для сравнения, только в прошлом году кассовые сборы всех кинотеатров мира перевалили за $38 миллиардов.

3. Он заложил основы жанра

Творческие находки братьев Люмьер вскоре стали классическими в кино. Например, они снимали с плавно движущейся платформы (в качестве таковой была избрана гондола, а фильм был, понятно, про Венецию) — теперь этот прием называют «тревеллинг». Сделали они и первую кинохронику («Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе», 1895), а главное — сняли первое игровое кино «Политый поливальщик» (1895). Вот полный сценарий этого блокбастера: «Садовник поливает растения из шланга. Мальчик незаметно для садовника наступает на шланг, и вода перестает течь. Садовник удивленно заглядывает в наконечник, мальчик освобождает шланг, и вода под давлением ударяет садовнику в лицо. Он роняет шланг и бросается за хулиганом. Конец».

Комментарии

3
Сергей
30 ноября 2016 13:58

Отец синематографа.
Важное значение работы Люмьеров состояло в том, что их технология позволяла осуществлять съёмку не в специальных помещениях, а в любом месте (в том числе на улице), быстро готовить фильм к просмотру и показывать его не одному зрителю, а целом залу.

GROG
09 октября 2016 20:40

Без кино было бы грустно.....

сергей
06 октября 2016 21:33

Даже Ильич поддержал кино - достойное изобретение

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.