Петр Федоров: "Все, надрался"

История жизни актера, рассказанная через драки, в которые он попадал.

Тайлер Дерден из «Бойцовского клуба» утверждал: ты ничего не знаешь о себе, если ни разу не дрался. Если Дерден был прав, к концу статьи ты многое узнаешь о герое мартовской обложки Men’s Health. И кое-что о том, как вести себя, попав в уличную драку.

Фото 1 - Петр Федоров: "Все, надрался"

НЕПРАВИЛЬНЫЕ ШТАНЫ
«Судьба подарила мне много драк, глупых, веселых — разных. Надеюсь, на сегодня c дворовыми драками покончено, но мы живем в такой стране и в такое время, что ни в чем нельзя быть уверенным, — разводит руками Петр. — Я родился в 82-м и был подростком в поздние 90-е, на которые как раз пришелся расцвет уличных субкультур. Тогда от того, на каком районе окажешься и какие на тебе в этот момент будут штаны, многое зависело. Это не говоря уже о том, какую «розу» наденешь. С одной стороны, это удивляло своей лубочной прямолинейностью, а с другой — в этом была романтика и были четкие правила игры. Вся прелесть субкультур в том, что они заставляют тебя идентифицироваться, выделяться за счет атрибутики, максимально подчеркивая, что ты не такой, а вот такой, а твои интересы и вкусы — самые крутые и важные». 

Федоров вспоминает, как, увлекшись рэпом, искал свои первые «трубы», что оказалось настоящей проблемой.
«Это была какая-то бесконечная погоня за самыми большими в мире штанами», — смеется он. В итоге штаны были найдены такой ширины, что полностью проглатывали ботинки, правда, имелась у них еще одна особенность. «Это были китайские трубы, и они мало того что пахли какой-то резиной, так еще и красились — к вечеру ноги становились черными. Из-за этого были комичные ситуации с девушками — снимать штаны было стыдно».

По лицу из-за «неправильной» одежды получал даже автор этой статьи. Вот и Петр Федоров огребал, и не только за штаны. «Когда я учился в старших классах и жил на Преображенской площади, там часто бывали разборки. Помню, как-то шли с друзьями из школы зимой и один из них был в недавно купленных ярко-оранжевых кроссовках Adidas. Вот эти «адидасы» и привлекли внимание другой компании. Начался разговор из серии: «А че за кроссы? А че в ушах? Дай послушать!» Я не дал, и началась драка, сначала между нами, а потом как-то сами собой стали присоединяться новые участники: пьяные мужики, просто прохожие. Такая национальная забава — все друг друга месят, но при этом особо больно не было: под ногами снег, на тебе куча одежды. В таких уличных драках обычно сильно никто не страдает».

Комментирует чемпион СНГ и финалист кубка Европы по джиу-джитсу (2002 год), чемпион турнира по боям без правил (ММА, 2004 год), чемпион Москвы по тайскому боксу (2007), чемпион мира и финалист чемпионата Европы по грэпплингу и чемпион Москвы по панкратиону (2008) Леонид Гатовский:
«Не больно — это хорошо. Но, если хочешь в уличной драке действовать эффективно, постарайся избавиться от лишней одежды, за которую тебя могут схватить: скинь крутку, шарф, останься в одном свитере. Позицию нужно занимать подальше от ступенек и других предметов, о которые можно споткнуться. Лучше занять место рядом со скамейкой или рекламным щитом, который прикроет тебя. Задача — всегда оставаться на ногах и не давать противнику провести захват. Если кто-то из твоих упал, лучше не пытаться помочь ему — завалят и тебя. Нужно либо атаковать тех, кто бьет лежащего, либо держаться еще стоящих на ногах товарищей. Можно использовать психологические трюки, например, набрать слюны и соплей в рот и смачно плюнуть в того, кто бьет упавшего друга. Скорее всего, он отвлечется от добивания и погонится за тобой. Можно кричать, привлекать внимание прохожих».

Кстати, в то время Петр Федоров еще не собирался в актеры. Несмотря на семейные традиции (кроме папы-актера, у него есть еще и такие родственники, как двоюродный дед Александр Збруев), Федоров хотел стать художником и готовился поступать в Строгановку или Суриковское училище, но все изменила смерть отца. Когда тот умер в 39 лет, Петр подал документы в Щукинское училище.

Фото 2 - Петр Федоров: "Все, надрался"

ФУТБОЛ БЕЗ МЯЧА
Здание Щуки находится рядом со старым Арбатом, и каждый день по пути на занятия от метро «Смоленская» Федорову приходилось проходить через 5-6 разных компаний: панки, скины, металлисты — кого там только не было!
«В то время на Арбате ходили бритоголовые пацаны с овчарками, это была самая «белая» зона. Со скинами, конечно, приходилось драться, но я лучше расскажу о самой нелепой стычке, которая со мной там случилась, — с панкершами-болельщицами ЦСКА. Они хотели нас обуть (типа собирали деньги на футбол), и мы с ними сцепились. Помню, у меня были мягкие кеды, а у них гриндерсы кислотной расцветки с толстыми подошвами и металлическими вставками. Это, конечно, нельзя считать какой-то серьезной ситуацией: днем посреди Арбата тебя пинают облезлые барышни, — но она отражает то время». 

Комментарий Леонида Гатовского:
«Если ты упал и тебя бьют ногами, то важно не лежать на месте, а двигаться: пытаться отползти, встать, крутиться — так в тебя будет сложнее попасть и ты получишь меньше ударов. Спасти может и нестандартное поведение — можно изобразить припадок, начать биться в конвульсиях. Это шокирует. Вряд ли тогда тебя станут бить дальше. А вот призывать к разуму врагов, кричать: «Что вы делаете, изверги!» — нет никакого смысла». 

«Тогда было весело: постоянно в МДМ были концерты «Хип-хоп против альтернативы» с обязательными сборами за два часа до начала на «Фрунзенской». Еще частенько вокруг Кремля ставили сцены, на которых могли выступать совершенно разные группы. Например, одна на Манежке, другая — на Васильевском спуске, и потом весь народ мог встретиться на Красной площади. Не грех было и пожурить друг друга за то, что слушаешь не ту музыку. Правда, из-за музыки стрелки никто не забивал, это было больше по футбольным темам. И, конечно, самые интересные вещи происходили не на площадях, а во дворах». 

Федоров вспоминает, что попасть в дворовую разборку было проще простого — не по желанию, а просто по факту присутствия в определенной группе. «Когда старшие или просто более заинтересованные в драке начинают движняки — это всегда опасно. Если ты в компании и, например, с такой же футбольной «розой», то идешь с ними и уверен, что тебе это нужно. Как раз вот этот стадный момент обычно и приводит тебя туда, где лучше не оказываться. У нас уличные драки часто заканчивались тем, что мы бежали куда-то на стрелку, и пару раз я попадал на действительно большие «стенка на стенку». Помню, один раз нас жестко положили, и было обидно, что ты получил непонятно за что. Чисто за компанию».

Комментарий Леонида Гатовского:
«Людям комплекции Петра в ситуации «стенка на стенку» лучше держаться с краю. По центру должны идти богатыри — тараны, которые могут смести врага. Роль легковесов же — заходить с фланга, подстраховывать.
Еще один совет: если твой друг дерется с кем-то и ты решил остановить бой, главное — не повторять распространенную ошибку женщин и не оттаскивать своего. В это время его могут еще сильнее побить. Лезть между дерущимися тоже не стоит. Атаковать нужно агрессора, например, брать сзади за ноги и уносить, а потом фиксировать конечности. Я, кстати, именно так разнимал много раз. Этот способ помог мне остановить драку даже между мастером спорта международного класса по кик-боксингу и просто мастером спорта: оттащил, зафиксировал, подождал, пока успокоится».

Фото 3 - Петр Федоров: "Все, надрался"

БИТВА ЗА УСЫ
Ни за что Петр Федоров получал и в одиночку. Например, один раз причиной драки стали усы, которые он только начал отращивать. 

«Поздний вечер. Эскалатор на станции «Марксистская». Я еду наверх, а трое каких-то пацанов — вниз: и тут один из них начинает какие-то реплики про мои усы отпускать. Я в ответ тоже как-то шучу по поводу их внешности, и мы разъезжаемся. А мне, надо сказать, всегда было интересно — возможно ли перепрыгнуть с одного эскалатора на другой. И тут я слышу сзади какой-то шум, оборачиваюсь и вижу — возможно: эти трое уже это делают. И вот они подбираются сзади, а там эскалатор такой длинный... В итоге пришлось играть во что-то вроде царя горы: они лезли снизу, а я держался за поручни и отбивался ногами. Это было удобно, пока один не обошел меня сбоку по соседнему эскалатору...» 

Комментарий Леонида Гатовского:
«Петр действовал правильно — он был в выгодной позиции и использовал ее. Тут так и надо было делать — бить ногами и стараться не дать противникам себя за них схватить».

«Неприятно падать на жесткие ступени... Пока мы месились, сверху за всем этим следили милиционеры, которым оставалось только ждать, когда мы сами до них доедем. Сейчас я понимаю, что эскалатор — отличное место для кинодраки, но только для нее».
Несмотря на богатый бойцовский опыт, Петр никогда не был качком или атлетом. Когда Федорова утвердили на роль в «Обитаемом острове», в будущем экранном «боевом гвардейце» было 62 кг веса при росте 180 см. Пришлось срочно идти в качалку, и за пять месяцев под присмотром личного тренера актер прибавил 20 кг мышц.

Комментарий Леонида Гатовского:
«Федоров достиг оптимального, с моей точки зрения, веса для уличной драки. 80-87 кг при таком росте — это лучшее сочетание силы и скорости. Ну а до этого он был в легком весе. Там тактика — большое количество ударов, быстрое перемещение, что в сумме (если знать, куда бить) тоже может быть грозным оружием. Тяжеловесам (120-130 кг) на улице будет сложно — их действия более энергозатратны и активно работать на полную не хватит сил».

Федоров занимался два раза в неделю по полтора часа и непрерывно ел. «Когда качаешься, в один прекрасный день у тебя меняется система относительности — ты вдруг понимаешь, что твой друг — он такой маленький... Потом начинаешь цеплять жопой сковородки на кухне. Но главное — не увлечься, потому что дальше появляются мысли о том, что нет, я все-таки маловат, надо больше, больше, больше! Начинаешь смотреться в витрины и добавлять еще и еще подходы на тренировке. Короче, нарциссизм какой-то, и с ним перебарщивать не стоит».
Драки в фильмах — отдельная тема, и именно они сегодня случаются в жизни Петра Федорова чаще, чем кулачные бои в реальной жизни. Последняя из трудозатратных — в пока не вышедшей на экраны картине «Гоп-стоп».
«Сцена снималась одним кадром, то есть все обычные киношные обманки с монтажом исключались и нужно было отработать максимально реалистично. Так вот, несколько дублей драться по две минуты, считай — по-настоящему, очень тяжело физически». 

Комментарий Леонида Гатовского:
«Уличная драка — это от 30 секунд до полутора-двух минут. Представь: вот ты идешь по улице спокойно — и тут тебе нужно резко работать на максимуме. Даже отжиматься полторы минуты с полной отдачей не так легко, а в драке ты еще и перемещаешься, уворачиваешься, плюс нервы. Эти полторы минуты покажутся вечностью! Поэтому люди часто говорят, что дрались минут 15, хотя на самом деле все было куда быстрее».

Кстати, ту драку, как и многие другие для кино, Петр ставил сам. О том, как хорошо это у него выходит, можно судить, например, по нашумевшей «России-88», где скинхед Штык в исполнении Федорова не раз пускает в ход кулаки и гриндера.

Фото 4 - Петр Федоров: "Все, надрался"

ГОП-СТОП
Самое время вспомнить о гоп-стопе в обычной жизни. «Нас как-то с другом хотели ограбить прямо у ресторана «Прага». Там постоянный трафик людей — толпы идут, вот и мы шли. Вдруг рука меня прямо из толпы выдергивает, а там уже двое с конкретным предложением: «Давай денег». Пистолет показали зачем-то, нож приставили... У меня в этой ситуации сработал правильный инстинкт — я не испугался, не стал зацикливаться на оружии...»

Комментарий Леонида Гатовского:
«Чтобы справиться с мандражом, который возникает в опасной ситуации, важно не молчать. Лучше говори и активно дыши. Очень важно держать дистанцию, ни в коем случае не давать человеку тебя зацепить, взять за грудки. Если говорить про настрой, то, когда я был молодым спортсменом, мы использовали разные приемы: массаж затылка, ушей, легкие подергивания за волосы перед боем помогают крови прилить к голове. Перед врагом важно не врастать в землю — встряхиваться, подпрыгивать, топтаться на месте.

«Ну показали пистолет (скорее всего, ненастоящий), ну и что? Я вел себя так, будто они не грабят меня, а рекламные бумажки у метро раздают. Сказал, что денег нет. Это их сбило с толку — вроде от них идет прямая атака, а я веду себя совершенно незаинтересованно. В итоге они ретировались, а этот прием меня еще несколько раз в жизни выручал. Главное — не реагировать на провокации, не отвечать на оскорбления, не давать им «крючков» для дальнейших наездов. Сейчас провокации буквально в воздухе. Поддаваться им нельзя — надо все решать разговорами, причем прежде всего с самим собой, потому что контроль над собой за одну секунду теряется и потом начинается то, о чем будешь жалеть».


КАК В КИНО

Драки в кино имеют мало общего с реальностью. Мы попросили Гатовского прокомментировать несколько распространенных клише.

Герой победил пятерых (и больше) противников
Если повезет, можно и пятерых одолеть, но вдруг у кого-то из них будет нож? Можно быть чемпионом всего на свете, но в драке с пьяными васями тебя зарежут. Довольно реалистичные драки в фильмах Сигала — техника передвижений верна.

Герой пролетел 15 м, врезался в стену, встал и снова дерется
После такого полета все закончится, потому что как минимум — это сотрясение мозга. Впрочем, бывает, человек и с пробитой головой встает и продолжает драться, несмотря на то, что кровь хлещет, но это пока адреналин качает сердце, потом, когда он кончится, человек упадет и умрет.

Большого человека бьют по голове стулом, а ему все равно
Такое бывает. Часто бьющий ниже ростом и слабее физически. При таких условиях сильный удар не нанесешь. К тому же лоб очень крепкий, а у здоровяка еще и мощный мышечный корсет спины, почти нет шеи, крупные позвонки.

Герой пролетел через витрину, встал и пошел
Как правило, это масса порезов, а то и серьезные разрывы вен или, не дай бог, артерий. Витрина — это толстое, тяжелое стекло. Не всегда люди пробивают его насквозь. Так что вполне возможно, что герой застрянет в нем и на него рухнут тяжелые осколки, которые нанесут серьезные травмы.

Текст: Антон Иванов
Фото: Михаил Королев; Визаж: Надя Лукинова

Комментарии

7
Георгий
23 сентября 2014 11:40

как давно это было, а я всё ещё жив...

06 июня 2014 10:30

Это целая культура, не столько пофанатеть, сколько подраться.

Иван
29 мая 2014 17:53

"Тогда было весело: постоянно в МДМ были концерты «Хип-хоп против альтернативы» с обязательными сборами"- ну вот какой смысл устраивать такое, если альтернатива произошла от хип-хопа? Я понимаю рэп против метала, вот это да, было одно время, помню, рэперы конфликтовали жестко с металлистами. Хорошо, что в наше время подобной чуши нет. Лишь изредка футбольные фанаты могут устроить стычки друг с другом.

Добавить комментарий
Показать ещё