Говорит и доказывает Мэтт Дэймон

Он стал звездой, потому что приучил себя работать в коллективе. И его опыт в этом поможет не только начинающим работникам кино.

Это интервью с голливудской звездой у меня что-то не получается. В прошлую среду у Мэтта Дэймона и его жены Лючианы родилась девочка, четвертый ребенок в семье. Но рассказывать об этом он отказывается: «Я не считаю личные дела удачным поводом для сплетен».

Фото 1 - Говорит и  доказывает Мэтт Дэймон

Пытаюсь поговорить о его таланте. «О себе говорить всегда очень тяжело, но... — Мэтт Дэймон обрывает речь на полуслове и слегка отклоняется от темы: — Ну ты знаешь, есть такие актеры, напыщенные, требующие обожания. Прямо светила! Я знаю, что такое звездная болезнь, и даже вижу ее в некоторых своих друзьях. Общаться с таким человеком — все равно что смотреть, как кто-то дрочит. Абсолютно неинтересно. Во всяком случае, я этим заниматься не хочу».

Ну хорошо, давай просто о кино? «Все фильмы со мной, которые реально можно смотреть, вышли такими не только потому, что я был хорош, но и потому, что все остальные вокруг тоже отработали на пять с плюсом».

Для человека несомненно звездного статуса и такой популярности Мэтт Дэймон демонстрирует патологическое смирение. Может, его пиарщики научили, что быть скромным сейчас модно? Или он чем-то напуган?

Давай хотя бы поговорим о тренировках. «О, тут надо сказать спасибо моим инструкторам, которые дают мне правильные методики. Без них я просто обычный парень, который бегает без толку один час. И это ужасный час...»

Черт, вот заладил.

Проходит еще полчаса такой беседы, пока до меня не доходит. Мэтт Дэймон не выпендривается, он действительно говорит о себе. Точнее, о своем методе выживать в творческой среде, похожей на клубок змей. Все просто. Нужно лишь...


...СЛУШАТЬ

В 1998 году Дэймон на пару со старым дружком Беном Аффлеком получил «Оскара» за сценарий к фильму «Умница Уилл Хантинг», что стало сенсацией — молодой (28 лет), никому не известный, достаточно невзрачный человечек, и вдруг с золотой статуэткой. Слава ощущалась как травма, вспоминает актер (автором сравнения он указывает режиссера Фрэнсиса Форда Копполу). «Мир продолжает вертеться так же, как и раньше, но по отношению к тебе все меняется», — говорит Дэймон. Это как после крупного продвижения по службе: все вокруг наблюдают за тобой, выжидают, что ты сделаешь дальше. Шушукаются. Как не допустить ошибки?

Озарение пришло, когда Мэтт Дэймон вспомнил, как Бен огорошил его резкой отповедью еще в период работы над «Уиллом Хантингом». Дэймон пытался критиковать способности Аффлека как сценариста. Тогда Аффлек повернулся к критикану и заявил: «Цени мои прекрасные идеи, а на ужасные просто не обращай внимания». «Я тогда воскликнул: «Да, да, да! Так нам и стоит поступать, — вспоминает Дэймон. — И теперь, когда кому-то из нас приходит в голову абсолютно ужасная идея, а это происходит постоянно, то другой не моргнув глазом говорит, что «идея — говно», и никто из нас не остается в обиде, ну и мы, типа, идем дальше».

Продолжая работать, он видел, как самые именитые режиссеры поступают в соответствии с импровизированной мудростью Аффлека: они используют идеи любого человека со съемочной площадки, включая последнюю подслеповатую уборщицу, и при этом никого не дразнят за ошибки или неуместную отсебятину. Урок: надо общаться с людьми на равных, внимательно слушать их и запоминать мудрые мысли, которые они высказывают (если высказывают).

Это беспроигрышная стратегия для любого бизнеса: ты можешь быть умником, которому в голову пришла блистательная мысль, или умником, который снял блистательную мысль с чужого языка и воплотил ее в жизнь. Результат один и тот же, и лишь результат имеет значение.

В 1997 году на съемках драмы «Благодетель» Коппола начинал день с театрального упражнения: каждый на площадке должен был надуть воображаемый шарик (и чтоб смешно!), передать другому — и так по кругу. Сам режиссер участвовал в этом и производил такие звуки, которые ну никак не соотносятся с его статусом живой легенды. Очередная мысль Дэймона о работе на равных: «В своей рабочей среде нельзя стесняться коллег, или тебя просто заклинит».

В 1998 году на съемках «Неукротимых сердец» все свободное время режиссера Билли Боба Торнтона и его команды (в которую входил и Дэймон) уходило на игру в боулинг. Новый афоризм от Мэтта: «Боулинг уравнивает всех. Чемпионов среди нас нет, но играть может каждый».


...И ГОВОРИТЬ

Карьера Дэймона пошла на взлет, он получил признание в профессиональной среде, и тут пошел в дело второй пункт его особой методики: если ты внимательно слушаешь других людей, пусть и они слушают тебя. Не стоит быть «выше мелочей», следует влезать в каждую деталь — на площадке важно все.

Прежде чем дать согласие на роль в предстоящем проекте, Дэймон скрупулезно обсуждает с режиссером его видение фильма. К этому моменту он уже прочитал сценарий и мозг кипит свежими идеями. Но Дэймон не спешит ими делиться. Для начала он выжидает в надежде услышать что-нибудь интересное и новое, что-то, до чего, быть может, не догадался сам. Он исследует ход мыслей режиссера.

А потом, исследовав, встревает в подбор актеров для проекта. К примеру, на том, чтобы в новом фильме «Меняющие реальность» вместе с ним снималась Эмили Блант, настоял сам Дэймон. (Блант доказывает нам, что Мэтт отлично усвоил давний урок Копполы, как быть на площадке «своим парнем»: «Я встретилась с Мэттом, он был очень милый и забавный, и вдруг я подумала, здорово, мы же можем быть вместе как два подростка — вытворять всякие дикие и глупые штуки».)

Утверждение Блант на роль прошло легко, но бывали и истории, когда Дэймону приходилось сражаться, чтобы в картину были приглашены не звезды, а просто хорошие актеры. Которые, по его мнению, больше подходят для этого проекта. Ему вообще плевать на статус партнера: подайте того человека, с которым прекрасно вместе работать. Ссориться из-за этого с режиссером? Нет, заставить его выслушать тебя — ты же его слушал.

Есть и вторая причина, почему Дэймон тщательно обсуждает все тонкости фильма еще до начала работы: «Я всегда могу напомнить оппоненту детали того первоначального разговора и указать на расхождения с обговоренным планом. Это дает мне преимущество».

Для просмотра ролика необходимо установить Flash player версии 9 или выше.

В начале «Меняющих реальность» есть важная сцена. Герой Дэймона, конгрессмен, терпит крупное политическое поражение. На это он отвечает публичной речью, своего рода признанием (ничего общего с типичным бла-бла в духе «пришло время объединить наши силы», когда все хлопают, но никто не верит ни единому слову). Он демонстрирует невероятную человечность, которая вряд ли доступна большинству политиков. Речь получается триумфальной и реанимирует его карьеру. Но ведь этой речи не было в сценарии! «Да, сначала я хотел вставить этот текст в картину, и Мэтт об этом знал. Но на этапе доводки сценария я передумал. Страна в фильме раздроблена, и написать речь-признание, которая бы вдохновила весь народ и не звучала как набор политических банальностей и пошлостей, почти невозможно», — говорит Джордж Нольфи, автор сценария и режиссер фильма. Речь героя упоминалась в сценарии вскользь. Дэймон подобной халтурой не удовлетворился. Ему нужна была такая речь, которая с первых же кадров забила бы гвоздь в мозг зрителя. Он говорил об этом Нольфи, но тот был слишком занят режиссурой. А Дэймон все возвращался и возвращался к недоделанной сцене. «Наконец, за два-три дня до ее съемок Мэтт припер меня к стене и сказал: он знает, как я устал, но что я должен пойти, постараться и набросать речь, — говорит Нольфи. — Всю ночь я писал, писал и писал». На следующее утро режиссер и актер Дэймон засели в трейлере и строчка за строчкой еще раз прошлись по тексту. Именно этот вариант и вошел в фильм.

Но историю эту Дэймон рассказал не сам. Ее пришлось вытряхивать из Нольфи.

Фото 2 - Говорит и  доказывает Мэтт ДэймонЧТО ЭТО ЗА ДЕВОЧКА
Эмили Блант родилась в Лондоне в 1983 году в семье учительницы и адвоката. В детстве она сильно заикалась, но, когда ей было 12 лет, логопед предложил Эмили говорить чужим голосом, будто играя роль другого человека. Девочка сымитировала северный акцент — и это помогло ей избавиться от заикания. После школы она пошла учиться актерскому мастерству, стала играть в театре. В 20 лет Эмили дебютировала в кино и с тех пор снимается постоянно. Самые известные фильмы с ее участием — «Мое лето любви», «Дьявол носит Prada», «Молодая Виктория», «Путешествия Гулливера». В новой картине «Меняющие реальность» ее партнером стал Мэтт Дэймон, и теперь они вдвоем — на обложке апрельского номера Men’s Health.

Текст: Джейсон Файфер; Фото: Джеймс Уайт
Фото: Legion-Media

«Идентификация Борна»
«Превосходство Борна»
«Отступники»
«Непокоренный»
«Информатор»
«Не брать живым»
«Потустороннее»
«Железная хватка»
«Меняющие реальность»

Комментарии

9
Алексей
11 июня 2014 18:59

Особенно впечатлило,когда прочитал про него статью одного из недавних выпусков Men's Health про то как он отправился добывать воду,после этого еще больше зауважал его!

Алексей
11 июня 2014 18:54

Отличный актер,все фильмы с его участием очень нравятся,а "Меняющие реальность" идея отличная,интересно,на что я и не любитель мелодрам,но этот фильм отличный!

06 июня 2014 14:09

В 28 написать сценарий, сыграть главную роль и выиграть Оскар, для этого нужен талант. И он не только выжил, но и хорошо преуспел в среде, похожей на клубок змей.

Добавить комментарий
Показать ещё