8 величайших матерщинников в истории русской культуры

В день вступления в силу закона о запрете ненормативной лексики при публичном исполнении произведений литературы и искусства мы вспомнили 8 великих мастеров слова, наиболее талантливо управлявшихся с этой самой лексикой.
Фото 1 - 8 величайших матерщинников в истории русской культуры Владимир Маяковский

1. Поэт и переводчик Иван Семенович Барков (1732–1768) стоял у истоков русской словесности. Он служил в Академии секретарем у самого Ломоносова, который вдохновил своего одаренного подопечного на весьма изрядные переводы с итальянского и латыни. Но пережили автора не переводы, а оригинальные произведения: «Лука Мудищев», «Ебихуд», «Дурносов и Фарнос» и многие другие шедевры эротической поэзии. Барков любил пародировать высокопарный слог своих именитых современников — Сумарокова, Ломоносова и прочих и одновременно подражал античным авторам и фривольной французской поэзии, уснащая свои строфы изобретательным матом.

2. Александр Пушкин с юных лети до самой смерти охотно пописывал непристойные стихи и эпиграммы, не стесняясь употреблять самые крепкие выражения. Большинство их — например, «К кастрату раз пришел скрипач…» — вошло в полные собрания сочинений поэта с одной-двумя буквами, стыдливо замененными на многоточия.

3. Великий фольклорист, собиратель русских сказок Александр Афанасьев в 1860 году издал сборник «Русские народные легенды», содержавший религиозные предания о Христе и святых, который сразу же был изъят цензурой, потому что легенды не соответствовали официальному православию. Тогда Афанасьев издал сборник за границей, заодно включив в него множество неприличных матерных сказок, почерпнутых им в ходе этнографических экспедиций. Эта книга получила название «Заветные сказки».

4. Сергей Есенин, будучи поэтом народным и хулиганским, тоже не чурался площадных оборотов, чтобы подчеркнуть свое крестьянско-пролетарское происхождение и эпатировать публику. Больше всего матерных стихов поэт написал в последний год жизни, когда бунтарские и маргинальные настроения окончательно возобладали в его душе над лирикой. Такие стихи, как «Осень гнилая давно уж настала» и «Ветер веет с юга» сразу стали народными.

5. Современник Есенина Владимир Маяковский также свободно управлялся с нецензурными оборотами, но на свой, революционный лад. Например, его стихотворение «Вы видели розы?..» пробуждает в читателе отнюдь не сладострастие, а наоборот — классовое сознание и мотивирует на трудовые подвиги.

6. Отец русского постмодернизма Венедикт Ерофеев уснащал свои тексты, во-первых, множеством цитат и отсылок к классической литературе, а во-вторых, виртуозными матюгами. Его программная поэма в прозе «Москва–Петушки» показалась излишне разнузданной даже самому автору. Ерофеев писал, что был вынужден выкинуть из него целую главу «Серп и молот — Карачарово», поскольку она представляла собой «полторы страницы чистейшего мата», и предупрежденные об этом читательницы вместо того, чтобы пропустить указанные страницы, читали только их.

7. Пионер отечественного панк-рока и лидер группы «Сектор Газа» Юра Хой в эпоху Перестройки продолжил дело сказочника Афанасьева, записывая как матерные частушки, так и полноценные рок-альбомы, полные обсценной лексики. Лишь начиная с 1996 года Хой стал переходить к более концептуальным творческим формам вроде панк-оперы «Кощей Бессмертный», где, однако, тоже хватало крепких словечек. Но в памяти народной он навеки благодаря таким альбомам, как «Ядрена вошь».

8. Лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров, как настоящий петербургский интеллигент, всегда умел ввернуть колоритное словцо. Запрет на мат он воспринял с присущим ему горьким юмором и откликнулся на новый закон шлягером «Все по пенису и до фаллоса».

Комментарии

47
Владимир
02 февраля 2016 14:38

Велик и могут русский язык. И похвалить и послать куда подальше очень легко))

Дмитрий
24 марта 2015 11:53

Как ни крути, но мат- часть русской культуры!
Ленинград, хоть иногда и чрезмерно эпатажная группа, но многие их песни очень даже весело слушаются, ролик понравился! :))

Андрей
07 августа 2014 16:20

"Ветер веет с юга" - непременно включить в школьную программу как поэтическое осмысление семейных отношений..

Добавить комментарий
Показать ещё