10 основных принципов профессии космонавт

Нестись над Землей в громыхающей бочке с атрофировавшимися мышцами и мозолями в нежных местах? Заместитель командира отряда космонавтов ЦПК им. Гагарина Олег Котов утверждает, что это и есть работа мечты.
Фото 1 - 10 основных принципов профессии космонавт «Это научный медицинский эксперимент по изучению влияния космического полета на физиологию человека. В нем я и подопытный, и ученый одновременно».

НА ЗЕМЛЕ

Спортом мы занимаемся на орбите очень много — столько я не занимался никогда в жизни. Каждый день два часа на тренажерах. Но под конец полета все равно отчетливо ощущаешь атрофию мышц — они становятся дряблыми и уменьшаются в объеме. Потому что остальные 22 часа в сутки мышцы не работают. И это сказывается после посадки — ходить в условиях гравитации становится очень трудно, и думаешь, неужели люди в таких условиях еще и бегают? Руки тяжелые, ноги тяжелые, голова тяжелая.

Начинаешь промахиваться рукой. В невесомости промахиваешься в одну сторону, так как мышцы привыкли компенсировать тяжесть. Пытаешься нажать на тумблер на стене, а палец попадает выше. При приземлении этот эффект начинает проявляться с отрицательным знаком — при попытке нажать на выключатель попадаешь ниже. В итоге, чтобы включить свет, приходится постоянно контролировать траекторию движения руки.

Плюс постоянное полуобморочное состояние. Больше хочется посидеть или полежать. Бороться с этой слабостью помогают специальные костюмы, схожие с противоперегрузочными костюмами военных пилотов, сдавливающие нижние конечности.

Первый месяц чувствуешь подошвой каждый шов на носках. И очень чувствительные ягодицы — не можешь сидеть, мышцы почти атрофировались. Комфортнее либо стоять, либо лежать.

Остается привычка все фиксировать, как в невесомости: не просто карандаш положишь на стол, но и придавишь его журналом или книгой, чтобы не улетел. Или, бывает, просят соль передать, ее подают и оставляют «висеть» в воздухе. Стаканы роняют. Пьешь, ну и по привычке «подвесил» в воздухе. Но это пара-тройка дней. Как правило, за неделю психологически привыкаешь к Земле, а за месяц-другой приводишь в порядок и мышцы.

Хотел бы еще раз полететь? Спрашиваешь! Ничего подобного на Земле не испытаешь. Надеюсь, в декабре полечу.

Фото 2 - 10 основных принципов профессии космонавт

КАК СТАТЬ КОСМОНАВТОМ

Свои отряды космонавтов имеют в России три организации: Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Звездном городке, РРК «Энергия» в Королеве и Институт медико-биологических проблем (ИМБП). Самый большой отряд в ЦПК — чуть более 30 человек, сравнимый — в РКК «Энергия», самый маленький — в ИМБП.

В Центр подготовки космонавтов попадают только из действующих пилотов ВВС, с налетом свыше 100 часов на боевых истребителях. Раз в несколько лет главком объявляет набор в отряд космонавтов, кандидат пишет заявление на имя вышестоящего командира и ожидает своей участи. Набор объявляется по мере необходимости. Следующий ожидается в 2010 году.

Чтобы попасть в отряд РКК «Энергия» или ИМБП, надо работать в этих организациях. На работу же в «Энергию» попадают чаще после ракетно-космического факультета МГТУ им. Баумана, мехмата МГУ, МАИ, МИФИ и МФТИ. Иногда кандидатов в космонавты отбирают прямо на старших курсах. Например, в МФТИ такие отборы проходили в 60-х и 70-х годах, последний — в 1999-м, при подготовке кадров для работы на МКС.

ИЗДЕРЖКИ ПРОФЕССИИ

Фото 3 - 10 основных принципов профессии космонавт

18 марта 1965 года

Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. В космическом вакууме не выдержали ребра жесткости скафандра, и Леонова раздуло так, что он даже не смог сфотографировать корабль со стороны: не дотянулся до тросика спуска затвора на скафандре. Чуть позже выяснилось, что Леонов не пролезает обратно в люк шлюза. Пришлось, не предупреждая Землю, срочно переходить на давление 0,27 атмосферы в скафандре — фактически стравить из него воздух. Спасло Леонова то, что в скафандре он дышал фактически чистым кислородом, из его крови успел «вымыться» весь азот — в противном случае при потере давления кровь бы «закипела» и Леонов погиб бы от кессонной болезни.

Фото 4 - 10 основных принципов профессии космонавт

18 января 1969 года

при возвращении на Землю у корабля «Союз-5» не отделился приборный отсек, из-за чего капсула с космонавтом Борисом Волыновым врезалась в атмосферу не теплозащитным экраном, а люком. «Я понимал, что жить осталось не так много, — вспоминал впоследствии Волынов. — В бортовой журнал записывал самое главное. Когда вошел в плотные слои, в иллюминаторе увидел огненные струи. Мне казалось, что они уже и между стеклами. В кабине запахло дымом, как потом выяснилось, горела уплотнительная резина на крышке люка». Однако на высоте около 80 км от перегрева взорвались баки приборного отсека, капсула повернулась «нужной» стороной к Земле. Завершив посадку в нештатном режиме, капсула грохнулась оземь, пролетела еще 3 м, снова и снова подскочила. Когда прибыли поисковики, Борис Волынов снял шлемофон: «Посмотрите, я седой?»

Фото 5 - 10 основных принципов профессии космонавт

26 сентября 1983 года

находившийся на стартовом столе «Союз Т-10-1» сначала вспыхнул, а потом и взорвался — это почти 300 т жидкого кислорода и керосина. Но за доли секунды до этого на самой верхушке 50-метрового металлического тела вспыхнул факел двигателя системы аварийного спасения. Корабль, оторвавшись от гибнущей ракеты, взмыл вверх на полтора километра, отстрелил от спускаемого аппарата лишние отсеки и выпустил парашюты. Космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов мягко приземлились в нескольких километрах от стартового стола. Титов и Стрекалов выжили чудом. Автоматика, управляющая системой аварийного спасения, дала сбой. Оператор на Земле вовремя обнаружил ошибку и вручную активировал САС менее чем за одну десятую секунды до того, как пожар пережег провода, по которым команды поступали на космический корабль.

Комментарии

13
Alexander
12 декабря 2015 20:39

Наверное как и все дети того периода мечтал стать космонавтов, как Юрия Гагарин, и мечта исполнилась. Счастливаый человек.

Павел
06 ноября 2015 9:22

Ну красиво можно написать про любую работу. Конечно эта не совсем обычная, по сравнению с тем же шофером и не такая романтическая, но все профессии важны - все профессии нужны.

Андрей
02 ноября 2015 14:57

Мужественные будни

Добавить комментарий
Показать ещё