В. Сорокин "Капитал"

Андрей Прокофьев всеми правдами и неправдами добился встречи с писателем В. Г. Сорокиным.

Под предлогом пропаганды его новой пьесы.
А.П.: Ваша пьеса очень удивила самим своим появлением. Вы когда-то говорили, что у вас был большой период, когда вы писали только пьесы, и мне в этом послышалось отношение к жанру как…
В.С.:
Как к более низкому? Нет. Это не так. На самом деле это с театром у меня отношения сложные. Я не могу себя причислить к театралам, но читать пьесы как прозу — это для меня большое удовольствие. В основном на 88% театр разочаровывает, а уж наш — это…

А.П.: А главное разочарование в чем?
В.С.:
Там две пропасти есть. Между ними надо суметь пройти. Это пошлость и рутина. И когда постановки валятся то налево, то направо, начинаешь просто идиосинкразию испытывать к театру, но Эдуард Бойков (руководитель театра “Практика”, режиссер пьесы “Капитал”. — МН) во многом вернул меня к театру, и речь не только о “Свадебном путешествии” (предыдущая пьеса Сорокина, поставленная Бойковым. — МН), но и в целом. Его подход к театру мне нравится, я — за современный театр. И мне захотелось написать для этого театра пьесу, и как-то это желание воплотилось.

А.П.: Мы пьесу с большим удовольст­вием читали всей редакцией, и у нас возникло несколько вопросов.
В.С.:
Театр — это жанр символический, и надо принимать эту вещь как символическую.

А.П.: Совершенно верно, и поэтому мы хотели бы уточнить значение некоторых символов. В игре “Ходор” очки за что даются?
В.С.:
За маленький ходор. У каждого из героев нарастает ходор за год или, может быть, за квартал даже, а игра позволяет измерить ходор и задавить его.

А.П.: Ходор — это какое-то количество человеческих качеств или…
В.С.:
Вы хорошо сказали. Мне нечего к этому определению добавить.

А.П.: Там есть еще интересный персонаж, который нам очень близок, — женщина-PR-менеджер. Она выдумала кампанию — “опро-nam, monsto-yeah”. Это что такое?
В.С.:
Она делает свое дело, делает его профессионально. Она создает некий ритуальный танец, по качеству которого судят о банке. Она выступает как некая PR-жрица. Честно говоря, когда я писал, мне представлялось, что это будет рэп, но Эдуард меня удивил и сделал это в стиле джаза 20-х. В принципе, это важный высокооплачиваемый ритуальный танец с набором социально магических заклинаний.

А.П.: Было приятно заметить в пьесе такие реалии, как сложносоставные соки, сбор кирпичей или осколков кирпичей в качестве аэробной нагрузки.
В.С.:
Сложносоставные соки — это… Например, я был сегодня в спортзале и пил там яблочно-сельдерейный сок, могут быть и более сложные конструкции. Это — знак нашего времени.

А.П.: Вы в хорошей форме и выглядите хорошо. Часто в зал ходите?
В.С.:
Нет, редко-редко. Я часто подолгу гуляю с собакой и играю в пинг-понг.

А.П.: Но все-таки вы записаны в зал?
В.С.:
Да.

А.П.: Последний ваш роман — “День опричника” — некоторые почему-то называют антиутопией, а мне кажется, что все это местами уже существует.
В.С.:
Да, конечно. Опричнина просто пронизывает наше общество. Вы знаете, эта идея очень старая, она имеет уже генетические, исторические корни, она уже мутировала десятки раз, она заползает в сознание людей и живет там. Обратите внимание, что, даже когда обыкновенный человек попадает на невысокое чиновничье место, он начинает преображаться просто. В нем просыпается эта идея, что он отдельный человек уже и носит некую высокую идею, хотя в государстве обычном европейском нет ничего ни высокого, ни низкого. Это как искать высокое или низкое в разводном ключе. Это инструмент, и он должен хорошо работать. Но у нас государство по-прежнему наделено неким мистическим ореолом.

А.П.: Чего нам всем ждать? Что вы интуитивно ощущаете?
В.С.:
Вы знаете, я думаю, что на моем веку не будет другой России. Может быть просто хуже. Хуже может быть. И это, конечно, настораживает. Я вообще стараюсь не строить никаких прогнозов. Удел нашей интеллигенции — непрерывно думать о будущем, а зачем? Будущее уже наступило. Но общая тенденция, естественно, идеологически, удручает меня. Это ностальгическое возвращение в совок. Я им объелся, в общем, в юности, мы это все проходили, и не хочется опять возвращаться туда.



Комментарии

1
Евгений
07 июня 2014 13:20

Боюсь из за того как он назвал наше общество деградирует как и есть мне возможно непонятны некоторые его задумки.))

Добавить комментарий
Показать ещё