20 лет пилот нормальный: жизнь и судьба летчика Александра Кротова

В наше время, когда, кажется, все заняты не своим делом — певцы в эфире главного телеканала катаются на коньках, а депутаты охотятся на косуль, — особое уважение вызывают люди, по-настоящему преданные своей профессии. Летчик Александр Кротов — как раз из таких.
Фото 1 - 20 лет пилот нормальный: жизнь и судьба летчика Александра КротоваКоманды механиков в сборной нет, летчики обслуживают самолеты своими руками

1963, 1985, 1960, 1961, 1972, 1968, 1975, 1954, 1965… Представь, что это — годы рождения игроков нашей сборной по футболу. Странная была бы команда, правда? А в самолетном спорте так и получается. Александр объясняет: «В пилотаж можно прийти в 16 лет, а вот дальше… Первый год — первоначальное обучение и освоение простого пилотажа. Второй год — это сложный пилотаж и азы высшего пилотажа. Освоил азы — на третий год можешь перейти к подготовке к соревнованиям. Тебе уже 19 лет. Чтобы дойти до уровня сборной команды, нужно тренироваться не менее четырех лет. Потребуется освоить внушительный объем маневров и фигур, большинство из которых — физически очень трудные элементы, требующие времени для подготовки организма, для подготовки кровеносных сосудов, потому что с первого раза во время сильной перегрузки можно, как у нас говорят, порвать себе глаза. На моей памяти самому молодому чемпиону мира было 25 лет. А сам я в сборную только в 26 пришел».

Зато потом пилота ждут годы оттачивания мастерства и побед: никаких ограничений по возрасту для спортсменов нет. Между летчиком и самолетом может встать лишь одна серьезная преграда — медкомиссия (раз в полгода — невропатолог и терапевт, раз в год — полный набор врачей). Не прошел — не сядешь за штурвал. Но раз надо держать себя в форме — значит надо. «В октябре прошлого года был чемпионат мира в Техасе, — рассказывает Александр, — и туда приехал участник из Швейцарии, которому 64 года. Выступил он средне, но дело-то не в этом».

С 1994 года Кротов завоевал не один десяток медалей на российских и международных соревнованиях, но самым ценным и важным считает, пожалуй, первое серебро на чемпионате мира летом 2003 года. Тогда на высшую ступень пьедестала поднялся его друг и коллега по сборной Сергей Рахманин. Другу не обидно проиграть.

Фото 2 - 20 лет пилот нормальный: жизнь и судьба летчика Александра Кротова31 октября 2003 года. Металлический каркас светофора прошел сантиметрах в десяти от головы Александра

Однако 2003-й запомнился и еще одним событием. 1 ноября в японском городе Мотеги на недавно отстроенной гоночной трассе должно было открыться международное авиашоу Aerobatics Japan Grand Prix — не то чтобы соревнования, а нечто вроде показательных выступлений, где лучшие пилоты показывают класс. Накануне открытия, в пятницу 31 октября, проходила генеральная репетиция, уже в присутствии зрителей. Кротову выпала довольно почетная, но в то же время дико сложная обязанность — дать старт шоу, в полете перерезав винтом самолета символическую ленточку. В перевернутом полете. Ленточку, натянутую меньше чем в 10 м от земли. Не в чистом поле, а на гоночной трассе, где полно мешающих конструкций: осветительные мачты, светофоры…

Память услужливо вычеркнула этот день из памяти летчика. Все, что Александр знает о событиях 31 октября 2003 года, он знает из рассказов коллег, которые видели, как Кротов напряженно, в каком-то нехорошем настроении садился в самолет. Как идеально выполнил первые фигуры. Как пошел на снижение, вышел на прямую перед лентой, перевернул самолет вверх шасси. Как самолет зачем-то дернулся влево и на скорости 300 км/ч срезал себе крыло о мачту прожектора. Как, сделав последний полуоборот, он безжизненно упал на брюхо в чашу автостадиона и разлетелся в щепки. Зрители не пострадали.

Комментарии

17
Дмитрий
24 марта 2015 12:40

Достойный мужик! В СССР аэроклубы ДОСААФ действительно были классными заведениями по воспитанию парней. У меня товарищ в таком учился, потом долго с удовльствием вспоминал, хотя лётчиком так и не стал; а я по причине не очень крепкого здоровья туда не пошёл, ограничился парашютными курсами, хоть было всего 3 прыжка, но тоже приятное воспоминание в жизни :)

Олег
25 октября 2014 8:54

Интересная статья про отличного человека, уважаю таких отважных людей, вот с кого надо брать пример по жизни.

Евгений
15 июня 2014 20:32

достойная большого уважения преданность своему делу!

Добавить комментарий
Показать ещё