20 лет пилот нормальный: жизнь и судьба летчика Александра Кротова

В наше время, когда, кажется, все заняты не своим делом — певцы в эфире главного телеканала катаются на коньках, а депутаты охотятся на косуль, — особое уважение вызывают люди, по-настоящему преданные своей профессии. Летчик Александр Кротов — как раз из таких.
Фото 1 - 20 лет пилот нормальный: жизнь и судьба летчика Александра Кротова

Александр Кротов

1. 46 лет
2. Летчик-инструктор
3. Мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта России. С 1994 года выступает за сборную команду России по самолетному спорту
4. Абсолютный чемпион России по высшему пилотажу 2000 года, многократный чемпион и призер чемпионатов России, дважды серебряный призер чемпионатов мира по высшему пилотажу, чемпион Европы 2010 года в составе сборной

Если ты захочешь узнать, зачем и почему люди становятся спортивными летчиками, Александр вряд ли тебе объяснит. Не объясняет и мне, пока мы едем на машине на аэродром Дракино, что рядом с подмосковным Серпуховом, — там базируется сборная команда России по самолетному спорту. «Почему вы решили стать пилотом? С чего все началось?» — спрашиваю я Александра, и он задумывается так, словно я интересуюсь, почему он однажды решил научиться ходить и разговаривать. «Человек, наверное, с детства смотрит на птиц и задается вопросом: почему они летают, а я нет? — говорит он в конце концов. — Наверное, что-то такое и у меня в подсознании осталось, вот и стремился в небо, в полет…». Возможно, и правда птицы виноваты.

Родился он в Челябинской области в 1967-м, а когда парню исполнилось десять, семья перебралась в Иваново. Летчиков в роду у Кротовых не было, папа-мама — строители. Зато оказалось, что в Иваново, недалеко от нового дома, — аэроклуб. А теперь представь: ты подросток, и время от времени у тебя почти над головой пролетают на малой высоте все эти спортивно-тренировочные Яки и пузатые кукурузники Ан-2. Что ты будешь делать? Правильно, побежишь туда. Вот и он: «Я приходил, садился в траве и смотрел, как летают самолеты». С середины 80-х в аэроклубы стали принимать всех, кто дорос до 16 лет (раньше был порог — 18); ровно в 16 Александр перестал сидеть в траве и пошел учиться летать.

В СССР это было ловко устроено. «Аэроклубы были практически во всех областных центрах: ивановский аэроклуб, тульский, ярославский, новосибирский, тверской… Приходишь туда, допустим, во время летних каникул между 9-м и 10 классом — и вперед. Там была лагерная система, общежитие, день проходил по расписанию. Сначала знакомили с тео­рией, потом начинались полеты. Основная цель аэроклуба — научить человека летать на самолете без инструктора». Все это, как ты понимаешь, бесплатно — в рамках выполнения задачи ДОСАА­Ф по развитию самолетного, вертолетного, парашютного и прочих военно-технических видов спорта.

Свой первый самостоятельный полет Кротов совершил на простом тренировочном Як-18Т. Не этот ли полет запомнился больше всех других, спрашиваю я Александра, который с того момента налетал аж 2400 часов. Он задумывается: «В первом не было ничего особенного. Выполняешь все скованно, заученно, не имеешь права никуда отступить. А так, чтобы захватило… Однажды мой первый инструктор Виктор Желнов на Як-18Т показал мне пилотаж. Самолет не спортивный, но позволяет сделать те же штопор, горку, пике. Я был пассажиром, но поскольку у самолета двойное управление, я чувствовал, что делает инструктор, понимал, как он это делает, как он контролирует и самолет, и себя в трехмерном пространстве, — и это по-настоящему взбудоражило».

Фото 2 - 20 лет пилот нормальный: жизнь и судьба летчика Александра Кротова

Пожалуй, это и предопределило дальнейший путь летчика Кротова. На втором году занятий он уже пересел на серьезный пилотажный аппарат Як-52, попробовал пилотаж самостоятельно — понравилось еще больше. У тех, кто решил остаться в авиации, было три пути из аэроклуба: летать на военной технике, на гражданской или на спортивной.

«Многие ребята уходили в военное авиационное училище, но я себя военным не представлял. В училище гражданской авиации я тоже не пошел — меня интересовала аэроклубовская деятельность», — рассказывает Александр. И он выбрал третий путь — поступил в Волчанское авиационное училище летчиков ДОСААФ на Украине.

Сегодня это учебное заведение можно найти в интернете в какой-нибудь фотоподборке из серии «заброшенные места». Последний набор учащихся был в 90-м году, в 91-м его расформировали, но Кротов успел: три года учебы-службы, армейский режим, форма, погоны, по окончании присяга, звание офицера запаса и — первое настоящее соревнование среди выпускников (по программе «больших» союзных соревнований). Из Волчанска Александр уезжал чемпионом училища.

Вернулся в Иваново, в родной аэроклуб — уже инструктором, продолжал тренироваться, с 90-го участвовал в региональных соревнованиях, в 93-м приехал на чемпионат страны, там его выбрали кандидатом в сборную. И с 1994 года — вот уже 20 лет — Александр один из асов нашей команды по высшему пилотажу.

Комментарии

17
Дмитрий
24 марта 2015 12:40

Достойный мужик! В СССР аэроклубы ДОСААФ действительно были классными заведениями по воспитанию парней. У меня товарищ в таком учился, потом долго с удовльствием вспоминал, хотя лётчиком так и не стал; а я по причине не очень крепкого здоровья туда не пошёл, ограничился парашютными курсами, хоть было всего 3 прыжка, но тоже приятное воспоминание в жизни :)

Олег
25 октября 2014 8:54

Интересная статья про отличного человека, уважаю таких отважных людей, вот с кого надо брать пример по жизни.

Евгений
15 июня 2014 20:32

достойная большого уважения преданность своему делу!

Добавить комментарий
Показать ещё