Краски здоровья

Егор Мостовщиков у нас самый молодой сотрудник. Поэтому и достается ему больше всех. Мечтал писать о любви и широчайших мышцах спины — а его отправили на выставку для слабовидящих.

Пусть для начала зрение улучшит, тогда и о любви поговорим.

Фото 1 - Краски здоровья

Анатолия Малиновского, выходца из Латвии, называют русским Матиссом и гением колористики. Он создал более 300 работ в жанрах натюрморта, портрета и пейзажа и говорил, что не только художник, но и картина должна быть здоровой, поэтому нужно руководствоваться чувством, а не добиваться полного сходства изображения с оригиналом. В последние годы жизни у него открылось второе дыхание: работы стали раскованнее, яркие краски создавали неожиданный эффект — несомненно здоровый.
В конце 80-х Святослав Федоров, профессор, врач-офтальмолог и глазной микрохирург, чьим именем назван центр, неожиданно отметил благотворное влияние картин своего друга Анатолия Малиновского, купил у него 24 работы и подарил их всем филиалам центра, где они остаются по сей день.

Когда я ехал на выставку целебных картин Анатолия Малинов­ского, то знал о ней немного. Во-первых, на эти картины советуют смотреть после операции по удалению катаракты, чтобы восстановить цветовосприятие. Во-вторых, пару шедевров как-то пытались украсть из зала (видимо, чтобы лечиться дома), а однажды чуть не изрезали холст на лоскуты. Поэтому на сей раз все 20 полотен застраховали на 3,5 млн руб.
Я ожидал увидеть дьявольские картинки — знаете, наподобие китайских, вызывающих эффект движения сочетанием ярких красок и сумасшедших форм. Долго смотреть на это без мучений невозможно: мозг закипает, глаза слезятся и болят, а особо нервные вообще бьются в эпилептическом припадке.
Реальность оказалась иной — причем страшнее.
Пансионат “Спектр-I” входит в комплекс центра “Микрохирургия глаза” имени Святослава Федорова. Изнутри здание похоже на европейскую гостиницу: просторный холл, хорошие лифты, цветы в кадках, ковровое покрытие, гранитные колонны и бестолковая охрана. О том, что ты в лечебном учреждении, напоминают лишь синие бахилы. Их можно свободно купить в гардеробе за 10 руб.
Картины выставлены в одном из помещений операционно-диагностического модуля, по которому постоянно ходят люди во врачебных халатах. Просторный белый зал похож на квартиру родственников Люка Скай­уокера из “Звездных войн”: строгое оформление, кремовые кресла вдоль стен, пустота и чистота.
У картин грубые мазки, простые русские названия, и изображены на них знакомые всем предметы. Гладиолусы. Сосны. Вишня. Летний день. Пейзаж с дятлом. Палисадник. Розовый закат. Тыквы. Кубинские апельсины. Яблонька.
Сразу стало понятно, что к встрече с прекрасным я подготовлен неважно, поскольку решительно ничего, кроме привлекательных и очень ярких, сочных изображений, не замечал. Вероятно, нужно было предварительно удалить хоть какую-нибудь катаракту. Подолгу всматривался в каждую картину, отходил, закрывал по очереди глаза ладонями, пару раз даже снял очки, но все никак не исцелялся.
Мне определенно требовалось подкрепление.


Античный философ Гераклит Эфесский заметил: “Глаза — более точные свидетели, чем уши”. Действительно, 90% всей информации люди получают через глаза. Тем самым опровергается утверждение, будто одни мужчины “любят глазами”.

Фото 2 - Краски здоровьяНа следующий день я отправился на выставку целебной живописи с подругой, студент­кой философского факультета МГУ. У нее тоже минусовое зрение и очки: получился отличный тандем слепых.
 Сняв очки, мы с волнением изучали картины. Умная и образованная подруга по кличке Травкина сказала, что от таких ярких цветов собирается слюна. Словно она видит лимон и уже готова его съесть. Потом добавила, что предметы очень сочные и размазанные — так бывает, когда вылезаешь из воды и из-за влаги в глазах развевающиеся на ветру листья деревьев превращаются в салатовую однородную кашицу.
Я уж было потерял всякий интерес к чудо-произведениям и изучал автопортрет художника “Человек в соломенной шляпе”. Но тут моя спутница тревожно произнесла:
— Егор, я вижу здесь трехглазую панду.
Непонятно, откуда в изображении вазы с цветами взялись черные и белые краски, но, если присмотреться, там и вправду видна ухватившаяся за ствол цветка безобразная трехглазая панда.
Становилось интересно. Близорукость вроде не уменьшилась, но внутреннее зрение, похоже, появилось. Мы решили, что в каждой из этих невинных картин что-нибудь скрыто. Например, все сферические объекты подозрительно напоминали глазные яблоки.
Внутри картины “Гладиолусы” обнаружились два куска английского флага — один на стене, другой под вазой. Художник Анатолий Малиновский, скорее всего, был шпионом МИ-6.
Но самое страшное было найдено на картине “Сад в августе”. Стоя без очков в метре от холста, мы явственно наблюдали в траве зеленое лицо с розовым, разинутым в ужасном крике ртом. На расстоянии 2 м августовские цветы превратились в устрашающих монстров с горящими глазами. На 5 м это уже были огромные оранжевые мурены с красными глазами и голубыми плавниками.
Мурены становились тем больше и ближе, чем дальше мы отходили.


Дальтонизм впервые привлек к себе внимание общественности в 1875 г., когда в Швеции, около города Лагерлунда, произошло крушение поезда, повлекшее большие жертвы. Оказалось, что машинист не различал красный цвет.

Фото 3 - Краски здоровьяС 10 м наши слабые глаза уже видели, как августовский сад наводняют монстры (которые, впрочем, исчезали, если надеть очки), а когда мы отошли еще дальше — они уничтожили и цветы, и сад и угрожающе двинулись в нашем направлении.
Мы заволновались и решили сбежать, но на выходе наткнулись на последнюю картину экспозиции — “Яблонька”. Как и следовало ожидать, в ней привиделась прекрасная цветущая сакура, под которой сражались два ниндзя. 
— Ребята, вы специалисты по этому художнику? — с интересом спросил один из охранников, от скуки наблюдавший за нашими перемещениями и слышавший разговоры. — А я что-то не вижу здесь ниндзя...
— Да вот же они, смотрите! Оба подпрыгнули и сражаются на катанах, оба в синих одеждах, — показывала Травкина небольшие закорючки в углу полотна.
— И вправду! — удивленный охранник снял кепку и почесал голову. — Надо же! Никогда не замечал.
Мы провели его, а также еще двух охранников по залу — показали им и трехглазую панду, и мурен с огненными глазами, и английские флаги, и еще много всего.
— Ни хрена себе! — выдыхали наши подопечные. — Может, и в других получится что-нибудь увидеть?
Они бросились внимательно рассматривать целебные картины. А мы с чувством исполненного долга надели очки, оставили прозревших в зале и вышли на улицу, блестевшую после дождя яркими красками аккуратно подстриженного газона.

P.S. Цветовосприятие карты московского метрополитена после выставки совершенно не изменилось. А вот психика пошатнулась: мы полчаса спорили, где сделать пересадку и с какой стороны открываются двери.

Комментарии

5
Алексей
12 декабря 2014 15:50

Да, интересная статья. Я бы сходил на выставку целебных картин. Мне вообще нравится ходить в музеи на различные выставки, а тут еще и с пользой для здоровья

Олег
17 ноября 2014 18:53

Интересная статья, по-моему автор очень даже справился с заданием, почитать было интересно)

Георгий
04 июня 2014 14:21

о мои глаза

Добавить комментарий
Показать ещё