Аэрофобия: что это вообще такое и как с этим бороться

Редактор MH Сергей Зуев временами ведет себя странно: нервно сжимает ручки кресла, дергается, вращает глазами, потеет, бормочет себе что-то под нос... Так как происходят эти метаморфозы обычно в самолете, мы решили, что у Зуева — аэрофобия, и отправили его на курсы по лечению этой модной заразы. Вот отчет бывшего аэрофоба.
Фото 1 - Аэрофобия: что это вообще такое и как с этим бороться

Суббота, полдень. В ангаре на Кутузовском проспекте нас встречает Герваш в форме пилота. Перед нами на гидравлических ногах — конструкция, напоминающая одновременно НЛО и торт «Чародейка». Это и есть авиатренажер, который призван избавить меня от фантазий — он только снаружи такой, а внутри полностью дублирует кабину авиалайнера. Забираемся внутрь. За узкими окнами виртуального самолета — зимняя ночь в аэропорту Цюриха, точнее, ее трехмерное изображение. Алексей набирает что-то на бортовом компьютере: «Взлетаем!» Самолет разгоняется и задирает нос. Я инстинктивно хватаюсь за ручку кресла. Несколько минут мы «летим». Вся посудина, как полагается, гудит, кренится и шатается в нужный момент, словом, полное погружение.

«А сейчас я покажу вам, на что способен современный самолет стоимостью 300 миллионов долларов...» Наш преподаватель то выключает двигатели, то кренит «лайнер» под пугающими углами, то пытается пустить его «в штопор» — и Airbus каждый раз уверенно справляется с ситуацией. «На реальном самолете, если ты пытаешься задрать нос настолько, чтобы потерять всю скорость, ручка бьет тебя током, — комментирует Герваш, — все сильнее и сильнее, пока ты ее не бросишь, а автопилот возьмет все под контроль. Защита от дурака!» Это, конечно, здорово. Но это же только тренажер, верно? А будь у пилота за спиной салон, полный живых людей, а перед глазами — реальная возможность погибнуть? Cтал бы он так же беззаботно полагаться на автоматику? Так же безошибочно контролировать ее действия? Ну а если... а если... Черт. Кажется, я все еще аэрофоб.

«А что я вам говорила! — продолжает гнуть свою линию психолог Касимова. — В основе настоящей аэрофобии всегда лежит страх погибнуть, но к нему могут добавляться и другие причины. К примеру, у меня был клиент, которого в детстве укачивало во время езды в машине. Однажды они с семьей поехали на праздник, все нарядные, а мальчика стошнило на одежду, за что ему влетело от матери. Ребенок получил психологическую травму и страх тошноты. Прошло много лет, он без особых проблем летал самолетами, пока однажды его рейс не угодил в сильную грозу. Самолет бросает из стороны в сторону, вокруг сверкает и громыхает, они никак не могут сесть и кружат над аэропортом. И без того страшно, а тут его от болтанки и перепадов давления еще и укачало. Детская травма помножилась на переживаемый в конкретный момент страх, и у человека развилась аэрофобия. Тут надо не про двигатели рассказывать, а детскую травму извлекать и лечить. А еще, бывает, страх летать проявляется у людей с проблемами вестибулярного аппарата»*.

*от редакции: Выйди на балкон. Если тебе страшно и с открытыми, и с закрытыми глазами — это невротический страх высоты, и тебе нужна психологическая помощь. А если страшно только с открытыми глазами — это, вероятнее всего, проблемы с вестибуляркой. Тебе надо посоветоваться с неврологом.

После занятия я поймал за пуговицу пресс-секретаря Центра Михаила Смирнова с целью выяснить, много ли людей выходят с курсов «исцеленными». «За год программу проходят 1000–1200 человек, — Михаил с готовностью забросал меня цифрами, — 99% демонстрируют улучшение. Но потом 8–10% сообщают, что аэрофобия вернулась».

Что ж, наконец все сходится. Очевидно, эти непробиваемые 8% — настоящие медицинские аэрофобы. А те, кто вылечился, — просто пугливые люди, которым действительно можно помочь информационной накачкой. Кстати, по данным Национального института психического здоровья США, клинической аэрофобией в этой стране страдает 6,5% населения (в России подобный учет, увы, не ведется) — вполне похоже на статистику центра «Летаем без страха».

«Что делать этим 8–10%, которым не помогли разъяснения? — готова прийти на помощь Каминат Касимова. — Справиться с серьезной аэрофобией в группе можно при условии, что это будет психотерапевтическая группа, а не тренинговая. То есть когда с человеком будут проводить индивидуальную работу в присутствии и при активном участии группы. И то потом придется кое-что доделывать тет-а-тет. Необходимо установить и проработать причины, приведшие человека к фобии, а потом провести десенсибилизацию — отучить от привычки бояться».

На третий, завершающий, день курсов группе предстоял перелет из Москвы в Петербург и обратно под тщательным присмотром Алексея Герваша. Я не полетел — у меня на носу и так значились командировка и отпуск с авиаперелетами, зачем лишний раз испытывать нервы? Не полетела также блондинка-тихоня, девушка с пропорциями модели, кажется, кто-то еще. Они записались на дополнительные занятия.

Боязнь полетов: аэрофоб ли ты?
Боязнь полетов: аэрофоб ли ты?
Мы попросили специалистов центра «Летаем без страха» помочь нам составить для тебя тест на боязнь полетов. Отвечай на вопросы — сейчас выясним всю правду.
Пройти тест

С тех пор прошло полтора месяца. За это время у меня было шесть авиа­перелетов. И знаешь что? Я трясся, нервничал, потел и сжимал ручки кресла... пока в какой-то момент во мне не произошел перелом. Я выглянул в иллюминатор, куда обычно стараюсь не смотреть, и заметил, как красиво и беспечно проплывает под самолетом едва прикрытая облаками Земля. Я завороженно наблюдал за этим зрелищем, а затем завернулся в одеяло и заснул — кажется, первый раз в самолете. В курсах ли дело, или я вообще не был аэрофобом (ведь я боялся, но все-таки летал, а настоящий псих не заходит в самолет годами) — я не знаю. Но похоже, с чем угодно можно справиться.

Комментарии

127
Лёлик
25 февраля 2017 18:10

как же это приятно когда ты не боишься летать)

Андрей
17 февраля 2017 14:24

Поскольку я в своей жизни летал много и часто, то скажу, что попытка закрытия вопроса боязни полета через алкоголь в полете чревата последствиями для здоровья. В полете из-за сухости воздуха в кабине организм и так обезвоживается, а при добавления алкоголя тем более. Так, что с этим аккуратнее. Впрочем, каждый сам себе доктор

Руслан
14 февраля 2017 14:06

Зачем девушка начала объяснять ему, что самолет не может упасть? Что за бред! Какой урок он должен был извлечь из того, что она всего лишь объяснила, как самолеты летают! Она не давала никаких гарантий, что больше ни один самолет в мире никогда не разобьется! И еще) Что значит "в самолете за вашу жизнь отвечает множество систем и профессионалов"? Когда самолет падает и разбивается, все эти системы вместе с профессионалами превращаются в фарш! Так что не знаю какие там улучшения могут быть у людей после таких тренингов!

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.