Аэрофобия: что это вообще такое и как с этим бороться

Редактор MH Сергей Зуев временами ведет себя странно: нервно сжимает ручки кресла, дергается, вращает глазами, потеет, бормочет себе что-то под нос... Так как происходят эти метаморфозы обычно в самолете, мы решили, что у Зуева — аэрофобия, и отправили его на курсы по лечению этой модной заразы. Вот отчет бывшего аэрофоба.
Фото 1 - Аэрофобия: что это вообще такое и как с этим бороться

Три часа дня, пятница. В аудитории авиационного учебного центра на севере Москвы собрались девять человек — полная группа. Пара хмурых бизнесменов в рубашках, улыбчивая девушка модельных пропорций, беспокойная бизнесвумен, чья-то обеспеченная жена в украшениях — я будто на собрании ТСЖ в элитном жилом комплексе. «Я только двух вещей боюсь — самолетов и прокуратуры, — доверительно сообщил мне один из бизнесменов, сидевший по соседству. — Вообще, когда выпью, нормально летаю. Но все-таки понять хочу, в чем тут дело».

Наша скупая беседа прервалась, когда в аудиторию влетел Алексей Герваш («Пилот, авиационный психолог, специалист с мировым именем...»). Прямо с порога специалист перешел к делу:

– В ближайшие несколько часов я объясню вам, почему бояться авиа­перелетов сегодня — величайшая глупость.

Годами страдавшая от глупости аудитория обратилась в слух. Преподаватель выдержал театральную паузу и продолжил:

– Вы скажете мне: самолеты разбиваются. Да, друзья, бывает. Но это случается крайне редко, и самолет по-прежнему остается самым безопасным средством передвижения. Назовите мне хоть один процесс нашей жизнедеятельности, который абсолютно безопасен. Вы можете поскользнуться на улице и упасть головой на бордюр, или подавиться за ужином, или на вас может рухнуть крыша торгового центра, в который вы отправились за покупками. Запомните: в самолете за вашу жизнь отвечает множество систем и профессионалов. Где еще вы найдете такой уровень безопасности?*

*от редакции: Вот конкретные цифры: в России за 2012 год в ДТП погибло 27 991 человек (данные ГИБДД РФ). За тот же период авиакатастрофы, в которых участвовал­и самолеты отечественных авиакомпаний, унесли жизни 93 человек (по данным консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов»). Получается, ездить на машине в нашей стране в 300 раз опаснее, чем летать на самолете.

–Главная проблема аэрофобов — неспособность задействовать, как я это называю, high-level thinking (мышление высокого уровня — прим. MH) или, другими словами, взглянуть на свои страхи здраво, — продолжал Алексей. — Вот вы чего боитесь?

Аудитория загалдела:

– Старые самолеты развалятся! Двигатели сломаются! Попадем в турбулентность!

Преподаватель терпеливо выписал все на доску, отряхнул руки и лучезарно улыбнулся:

– Неужели вы думаете, что руководители крупных авиакомпаний могли бы спать спокойно по ночам, если бы знали, что один из их лайнеров вот-вот развалится, унеся с собой десятки или сотни жизней?

– Ну не знаю. Все мы тут коммерсанты и иногда делаем то, за что надеемся не попасть на нары, — буркнул мой сосед.

– Ну вот смотрите. Средний возраст авиапарка компании «Трансаэро» — 15 лет. Как, к примеру, и у американской Delta. Опасно ли летать на таких самолетах? За 22 года существования «Трансаэро» на ее рейсах не погиб ни один человек. Delta входит в список самых безопасных авиакомпаний Северной Америки!

Фото 2 - Аэрофобия: что это вообще такое и как с этим бороться

Позже этот тезис мне прокомментировал пилот Сергей Иванов, 20 лет летавший самолетами «Аэрофлота»: «За всю свою карьеру я ни разу не узнавал, сколько лет самолету, на котором мне предстоит лететь. Незачем. Ведь изношенные детали заменяют, самолет постоянно проверяют, и сколько ему лет — год или пятнадцать — абсолютно все равно». Выходит, в этом Герваш прав.

–Что касается двигателей, — неумолимо продолжал наш преподаватель, — то современный самолет способен без проблем лететь и на одном. Шанс, что откажут оба, — минимален, один на несколько десятков тысяч. А если это все-таки произойдет, с крейсерской высоты в 10 км самолет способен планировать в течение 40–60 минут. Этого времени хватит, чтобы добраться до какого-нибудь аэродрома. С учетом этого построены все маршруты в мире, в том числе — и межконтинентальные. Почему, как думаете, вы летите в Штаты через Исландию и Канаду?

За окном темнело. Наш преподаватель рисовал на доске горячие и холодные молекулы (что такое «воздушные ямы», и почему самолет в полете трясет?), демонстрировал ролики на «ютубе», в которых самолеты садились с одним крылом, жонглировал статистикой и время от времени травил анекдоты. Девушка с пропорциями модели справа от меня тренировала свою роспись — исписала уже несколько листов. Наверное, недавно сменила фамилию. Все устали и хотели домой.

Наконец, Герваш, дорисовав очередную схему, вздохнул и опустился на стул:

– Ну что, кто-то тут еще боится летать?

– Да! — гаркнула тихая блондинка, просидевшая весь день за первой партой. Все остальные замешкались.

Тут мы вновь дадим слово психологу Каминат Касимовой: «Когда проблема коренится в нашем бессознательном, взывать к логике — пустое занятие. К примеру, знаешь, есть такая антофобия — боязнь цветов. Если человек не имбецил, он прекрасно понимает, что гибискус его не съест, а лютики против него ничего не замышляют. Но сделать он с собой ничего не может. Непродолжительные групповые курсы вряд ли вообще кого-либо способны избавить от настоящей фобии. Здесь необходима кропотливая психотерапевтическая работа».

В гардеробе я столкнулся с той самой блондинкой:

– Ну как вам?

– Знаете, недавно мне приснился страшный сон, — у девушки вдруг заблестели глаза. — Авиакатастрофа, люди погибли... Я сходила к священнику, и он мне сказал, что иногда мы видим то, что произойдет. А потом по новостям этот самолет показали — ну тот боинг, который в ноябре в Казани разбился.

Комментарии

127
Лёлик
25 февраля 2017 18:10

как же это приятно когда ты не боишься летать)

Андрей
17 февраля 2017 14:24

Поскольку я в своей жизни летал много и часто, то скажу, что попытка закрытия вопроса боязни полета через алкоголь в полете чревата последствиями для здоровья. В полете из-за сухости воздуха в кабине организм и так обезвоживается, а при добавления алкоголя тем более. Так, что с этим аккуратнее. Впрочем, каждый сам себе доктор

Руслан
14 февраля 2017 14:06

Зачем девушка начала объяснять ему, что самолет не может упасть? Что за бред! Какой урок он должен был извлечь из того, что она всего лишь объяснила, как самолеты летают! Она не давала никаких гарантий, что больше ни один самолет в мире никогда не разобьется! И еще) Что значит "в самолете за вашу жизнь отвечает множество систем и профессионалов"? Когда самолет падает и разбивается, все эти системы вместе с профессионалами превращаются в фарш! Так что не знаю какие там улучшения могут быть у людей после таких тренингов!

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.