Общество бездонной корзины

Пока ты еще в добром здравии, не забудь проверить себя на всякий случай.

Текст: Андрей Прокофьев; иллюстрации: Дмитрий Мокшин

Фото 1 - Общество бездонной корзиныАнамнез
Давно прошли те времена, когда несчастные жены нуворишей плакали и падали в обморок при виде необъятных залов, набитых товарами народного потребления. Сейчас все по-другому. В гипермаркеты ездят целыми семьями, отводят под это выходные: очумевшие дети, перепачканные шоколадом, крепко сжимают в руках игрушки из пластика, озабоченные женские лица мелькают между полками, плотные тела мужчин обтянуты спортивными костюмами, в карманах побрякивают ключи от автомобиля «опель» 1996 года — устойчивая основа социальной ячейки. Ежедневно через торговые залы проходят сотни тысяч таких семей, при этом они и не подозревают, что находятся на грани тяжелого психического расстройства.
Гипермаркеты образовали вокруг наших городов круговую линию помощнее Маннергейма и даже Великой Китайской стены. Они затягивают в себя всех, кто, может быть, и имел благородную цель попасть в театр или съездить на кладбище, да не удержался перед соблазном — заскочить на секундочку, купить только влажные салфетки с ароматом хвои. Ожидать такого человека на улице бессмысленно. Отправляйся домой — твой спутник вернется лишь к вечеру, нагруженный под завязку, злой и совершенно без сил.
Таковы признаки тяжелейшего стресса, который все мы получаем после похода в гипермаркет.

СТАДИИ ПРИОБРЕТЕНИЯ МОЛЛОМАНИИ
1 Когнитивный диссонанс Противоречие между необходимостью и желанием.
Парадокс Розенберга Люди испытывают наибольшее удовольствие, покупая то, что им на самом деле не очень нужно.
Шопингомания Зависимость, сродни наркотической, выражается в навязчивом желании покупать вещи и обладать рекламируемым объектом.
Молломания Высшая ступень шопингомании, когда желанию покупать подчиняется вся остальная жизнь.

Фото 2 - Общество бездонной корзиныСхема стрессов
Шопинг — это в любом случае стресс, но шопинг в гипермаркете — это стресс самый тяжелый, системный, который невозможно быстро снять. Рядом с гипермаркетом обычно не бывает милых кафе, где можно пропустить стаканчик и поболтать, там нет театров, там нет, наконец, красивых домов или радующих глаз парочек на бульварах. Там нет скверов, поэтому на зелень можно полюбоваться только в овощном отделе.
Известно, что кроме маркетологов, НЛП-программистов, рекламистов и психологов над организацией и оборудованием моллов работают специалисты по так называемому черному фэн-шуй. Они оборудуют пространство таким образом, чтобы человек не мог оттуда легко выбраться и проводил там как можно больше времени. И вот что его подстерегает:
* Пробки на подъезде и проблемы с парковкой.
* Очередь на упаковку сумок в пакеты.
* Тяжелый шумовой стресс.
*  Риск падения товара из-под потолка на голову.
* Стресс толпы.
*  Истерия приобретения ненужных дешевых товаров.
*  Интоксикация и аллергия от запахов.
* Переохлаждение в мясном и молочном рядах.
*  Стресс потери (наверняка кто-то кого-нибудь потеряет).
*  Очередь в кассу.
* Неожиданно высокие расходы.
*  Неправильное питание на этаже фаст-фудов.

Со временем люди, снимающие стресс в моллах, вполне могут присоединиться к огромной группе психически нездоровых людей, страдающих синдромом компульсивного шопинга — это заболевание не легче страсти к азартным играм. Для лечения требуются месяцы медикаментозной терапии.

Самый известный исследователь феномена гипермаркетов — американец Джеймс Твитчелл. Он написал большой и очень умный труд «Введи меня в искушение». Цивилизацию гипермаркетов он называет там Моллкондо.

Фото 3 - Общество бездонной корзиныПобочные расстройства
*
  Лейбломания Зависимость от разрекламированных брендов. Невозможность для человека покупать либо использовать нечто без бренда.
*  Постшопинговая печаль Состояние, близкое к депрессии, выражается в апатии, связанной с приобретением вожделенной вещи и утратой мотивации.
*  Гаджет-аддикция Страсть к постоянному приобретению всех технических новинок, в 90% случаев ненужных.
*  Сейломания Известное расстройство, выражающееся в болезненном желании купить вещь на распродаже. На почве сейломании зафиксированы случаи убийств.
*  Стыд расточительства Это когда, накупив массу ненужного и потратив кучу денег, ты вспоминаешь о бедствующей бабушке или голодающих детях, не можешь уснуть и обещаешь себе стать аскетом с понедельника.
*  Джанк-фуд-аддикция Навязчивое желание поесть в сети ресторанов быстрого питания.
* Синдром рассеянного внимания Приобретается детьми из-за чрезмерного скопления возбуждающих источников визуальной информации.
Одна из главных причин гипермании — потребность повысить самооценку. Многие пациенты утверждают, что присутствие среди такого количества товаров и осознание возможности их приобрести серьезно помогали им поднять самоуважение.
Пытаясь подчинить нас себе, гипермаркеты используют основные конфликты человеческих свойств:
Расчетливость — расточительство
Практичность — недальновидность
Хлеб — зрелища
Скромность — вульгарность и т.д.
Простой пример: женщина покупает в кондитерском отделе высококалорийный торт, а в соседнем отделе — вибромассажер для похудения.

Фото 4 - Общество бездонной корзиныИЗ МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКИ
Анна С., 35 лет, домохозяйка
Диагноз:
обсессивно-компульсивный синдром
Ежедневное посещение гипермаркета. Иногда в течение шести часов. Еженедельные траты — до $1000. Ограничение бюджета мужем не помогало — Анна влезала в долги. Обычная психотерапия также не помогла.
«Даже когда умом я понимала, что мне это не нужно, я ничего не могла с собой поделать. Руки сами бросали вещь в корзину», — говорит Анна.
Расстройство удалось вылечить после четырех месяцев терапии антидепрессантами, на которые ушли все оставшиеся накопления. Только после этого Анна смогла выходить из магазина с пустыми руками.

ПРОЧТИ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ В ГИПЕРМАРКЕТ!
Перед началом похода обязательно поешь.
Воздержись от кофе, попкорна и фаст-фуда в гипермаркете.
Составь список нужных товаров и неукоснительно следуй ему.
Ограничь себя во времени, потраченном на покупки. Раздели поездки в молл на несколько частей по чуть-чуть.
Обязательно возьми гид по гипермаркету.
Не ходи за покупками в плохом настроении или при недостатке времени.
Отмерь бюджет и не вылезай за него.
После шопинга — сразу в душ, а потом в парк или театр.
Имей в виду: 90% шопоголиков — женщины, так что следи за подругой.

Молл-культура
Вот что с нами произойдет, если строительство и посещаемость гипермаркетов не пойдет на убыль.
1 Город строится вокруг молла, конечные остановки и транспортные развязки располагаются неподалеку, главная площадь называется Гиперплатц, на куполе главного здания — фигура бога торговли Ашана (в другом варианте — Рамстора) с большой потребительской корзиной в руке. Все поездки человек совершает только от дома до молла и обратно. Престижность приближенных к моллу районов неизменно повышается.
Фото 5 - Общество бездонной корзины2 Молл становится единственным местом социальной активности. Туда переезжают не только кинотеатры, но и театры, оперы, музеи, библиотеки и храмы. Рабочую неделю делают двухдневной — все остальное время люди обязаны покупать. Вводится восьмичасовой потребительский день. Перед началом дня детей отдают в детский сад при молле. Там же в начальной и средней школе их учат покупать и продавать. Первыми словами, которые произносят дети, становятся «взвесь» и «купи».
3 По воскресеньям проходят красочные службы в молл-храме, который состоит из множества клиросов в виде отделов гипермаркета. Люди поют гимны богу Ашану, богине домашнего уюта Икее, мужскому богу Дюрексу, детскому Чико, богу еды Маку и другим. Клептоманы приравниваются к лику святых за готовность жертвовать свободой ради товаров из молла.
Под новые потребности перестраивается и анатомия — в молле человек начинает лучше видеть и острее чувствовать. В подвальных этажах устанавливаются специальные кабинки для посетителей, которые испытывают половое возбуждение от приобретенного товара и не в силах терпеть до дома.

Комментарии

44
сергей
30 мая 2016 11:19

Не шопоголик, абсолютно фиолетово все эти "проблемы" высосаные. Если с головой не в порядке, то и диагноз найдётся всегда.

Volna
27 сентября 2015 12:24

К сожаление все что описано в статье имеет место быть. Я думаю у каждого найдутся такие знакомые,у которых можно четко разглядеть описанные в статье симптомы.
Гаджет-аддикция. Достаточно посмотреть на любителей айфонов.И на то,как они ждут выхода нового аппарата и как стремятся его приобрести.
Люди берут кредиты,экономят на продуктах питания,вплоть до того,что сидят на дошираках. И даже покупают вещи в секонд хенде,только чтобы сэкономить на новую версию этого смартфона.А потом ходить полуголодным,и всем хвастаться своим приобретением.
Лейбломания. Только благодаря таким людям процветают различные подпольные производители некачественных подделок.
Одно дело когда человек спокойно может купить себе вещь известного бренда.И совсем другое дело когда есть желание иметь что-то с лейблом,но на оригинал нет денег.
Отсюда можно наблюдать в городе кучу девушек с сумочками "шанель" и торчашие из этой сумочки нитки во все стороны. И выглядит это мягко говоря весьма нелепо. Ведь эти девушки не смотрят на качество,для них главное что есть броская нашивка лейбла.
Сейломания тоже конечно есть.Чего только стоят "черные пятницы". Ведь народ готов ломиться в магазин на распродажу хоть по головам.
Некоторые магазины устраивают акции"Приди обнаженным и получи скидку" И ведь народ раздевается,реально приходит в магазин голым ради скидки. Мне кажется это уже весьма запущенный случай зависимости от ТЦ.
Джанк-фуд-аддикция конечно же есть. Ведь фуд-корты в ТЦ всегда переполнены.И всегда очередь стоит. Порой возникает ощущение словно там "живую воду" раздают.
Что самое печальное,что очень многие люди целыми семьями приходят с детьми в торговые центры.Для них это весело провести уикенд и отдохнуть. Но ведь отдыха как такого нет.И пользы никакой нет.
И для детей это довольно вредно.Недавно наблюдала картину,как маленькая девочка билась в истерике у мамы на руках и кричала что хочет в "Макси"( ТРЦ в нашем городе). Все таки важно,чтобы у детей были другие устремления и приоритеты.
Поэтому ни в коем случае не стоит рассматривать ТЦ как единственный вид отдыха. Это ни к чему хорошему не приведет.

Бусинка
04 апреля 2015 17:38

Ну история про молл-культуры кажется мне явным перегибом, но все-таки доля истины в этом есть...
Мы действительно покупаем очень много и не всегда нужных вещей...
Для меня самой наличие распродажи на какие-то товары это просто что-то волшебное... и отказаться от покупки со скидкой практически не возможно...
Ну раньше было гораздо хуже, сейчас как-то все это немного приелось и моя шопинго-мания успокоилась...
А вот стресс от посещения места где находится много людей, я действительно ощущаю очень сильно. Поэтому сегда стараюсь выбирать время, когда в магазине минимальное количество людей, даже готова утром проснуться на два часа раньше...

Добавить комментарий
Показать ещё