Все о «Формуле-1»: цифры, факты, анекдоты и герои

Не сомневаемся, ты прекрасно знаешь историю, правила и технический регламент «Формулы-1». Или нет? Или знаешь, но тебе это кажется скучным разговором? Специально для тебя мы собрали коллекцию фактов, цифр и анекдотов, которыми можно удивить друзей во время просмотра сочинского этапа «Формулы-1», который пройдет с 29 апреля по 1 мая.
Фото 1 - Все о «Формуле-1»: цифры, факты, анекдоты и герои

Родом из Италии

«Формула-1» родилась из национальной гордости. До Второй мировой немцы громили всех и вся на гоночных трассах. Война кончилась, немцам было не до гонок, и национальный автоклуб Италии решился на ответный удар: в 1949 году на конгрессе Международной автомобильной федерации (FIA) клуб пролоббировал cоздание чемпионата мира по гонкам в классе «Формула-1».

Первым чемпионом мира 1950 года стал племянник основателя компании Pininfarina Джузеппе Фарина, выступавший за команду Alfa Romeo. Итальянские пилоты еще два раза брали чемпионство (Альберто Аскари, 1952–1953 гг.), но на этом их успехи в Ф-1 и закончились. Немцы, к слову, после возвращения в спорт «взяли» уже 11 чемпионских титулов в «Формуле».


2 миллиарда долларов составила выручка управляющей компании «Формулы-1» в прошлом сезоне (данные Forbes).

  • Спонсорские контракты $400 млн
  • Продажа прав на телетрансляции $600 млн
  • Взносы организаторов Гран-при $700 млн
  • Продажа сувениров $100 млн
  • Продажи VIP-билетов $200 млн

Шаг назад

Звучит абсурдно, но в 1952-53 гг. чемпион «Формулы-1» определялся за рулем «Формулы-2». После ухода Alfa Romeo из «Больших призов» (как еще называют Ф-1) болидов первой «Формулы» стало просто не хватать: например, заводы Auto Union, оказавшиеся в советской оккупационной зоне, были демонтированы. Так появилась идея «пересесть» на болиды «Формулы-2» с их 2-литровыми атмосферными или 500-кубовым­и наддувными моторами. Кстати, в том чемпионате участвовала и команда СССР на болидах «Сокол-650» — доработанных копиях продукции Auto Union, вывезенных из Германии после войны. Выше 5-го места «Соколы» не взлетели.


200 км/ч

Такую скорость болида способна при ударе поглотить система отбойников на трассах «Формулы-1». Машина будет разрушена, но пилот не получит серьезных травм. По крайней мере, в теории.


Фото 2 - Все о «Формуле-1»: цифры, факты, анекдоты и герои

Месть Берни

Сегодня кажется, что 84-летний управляющий и совладелец* «Формулы-1» Берни Экклстоун был у руля Ф-1 всегда. На самом деле Бернард Чарльз Экклстоун поначалу хотел рулить не всей организацией, а одним болидом. В 1958 году Берни пытался отобраться для участия в Гран-при Монако, однако не смог пройти квалификацию. Легенда гласит, что, вылезая из болида, Экклстоун гневно заявил: «Еще посмотрим, чья возьмет в итоге!» Стать главным в «Формуле» из вредности — это на Экклстоуна похоже.

* Экклстоуну напрямую принадлежит 5,3% компании Formula One Group и еще 8,5% — через семейный траст.


Фото 3 - Все о «Формуле-1»: цифры, факты, анекдоты и герои

Едут сами

28 тонн — средний вес багажа команды «Формулы-1», с которым она путешествует по миру. Сюда входят не только болиды и запчасти к ним, но и несколько грузовиков с комплектующими для сборки гаражей и «моторхоумов» — кочевых офисов команд. Например, «дом» McLaren имеет 18 метров в длину и 14 в ширину, а также 3 этажа в высоту. Внутри — гостевые зоны, переговорные, офисы, туалеты, душевые, медкабинет и кухня. В таком «моторхоуме» могут разместиться 140 гостей, к услугам которых 60 плазменных панелей для наблюдения за гонкой. Сборка дома со всей «начинкой» занимает 35 часов, разборка — 22 часа. За сезон «моторхоум» проходит через эти фазы по 19 раз.


Фото 4 - Все о «Формуле-1»: цифры, факты, анекдоты и герои

Первая смерть

Строго говоря, пилот McNamara Карл Скарборо стал второй жерт­вой «Формулы-1». Но Чет Миллер из Kurtis Kraft погиб на тренировке, а трагедия Скарборо разыгралась прямо в ходе «Индианаполис-500» (второй этап сезона 1953 года «Формулы-1»). 30 мая 1953 года асфальт «Индианаполиса» буквально плавился, нагревшись до 54 градусов, организаторы даже разрешили пилотам сменять друг друга за рулем. Скарборо до такого пит-стопа проехал 69 кругов, но, выйдя из машины, рухнул на асфальт — тепловой удар и обезвоживание. Спустя несколько часов гонщик умер.

MH Всего в Ф-1 погиб­ли 49 гонщиков, но частота трагедий со временем снижалась. 50-е унесли 18 жизней, 60-е — 14, 70-е — 10, 80-е — 4, 90-е — 2. После «черного уик-энда» в 1994 году (см. ниже) правила и регламент «Формулы-1» были изменены, и с тех пор разбился всего один гонщик — Жюль Бьянки из Marussia (он умер 21 июля после 9 месяцев в коме).


Чуть помедленнее, Квят

Штраф за превышение скорости в «Формул­е-1» — это звучит как издевка, но на самом деле все серьезно. Строгие ограничения действуют на пит-лейне, где нельзя разгоняться быстрее 60 км/ч. За это нарушение в гонке пилотов наказывают дополнительным проездом по пит-лейну. На тренировочных заездах за каждый лишний км/ч на пит-лейне с гонщика берут 200 евро. Например, в прошлом сезоне Данила Квят из Toro Rosso на Гран-при Австралии «попал» на 600 евро.


Фото 5 - Все о «Формуле-1»: цифры, факты, анекдоты и герои

Даешь молодежь

В 50-е гонщики 40–50 лет от роду были нормой для «Формулы-1». Тогда же был установлен «возрастной» рекорд среди гонщиков: Луи-Александр Широн вышел на старт Гран-при Монако 18 мая 1958 года в возрасте 58 лет и 288 дней. Средний же возраст пилотов «Формулы-1» сегодня — 26 лет. А самый молодой участник Гран-при всех времен — голландец Макс Ферстаппен: ему на момент старта в Японии в 2014 году было 17 лет и 4 дня.


Самая нелепая авария

Гонщик-любитель Джулио Кабьянки в 1960 году неожиданно финишировал четвертым на Гран-при Италии. Год спустя команда Scuderia Castellotti вновь предложила Джулио выйти на ту же гонку. Но на тестах перед гонкой выяснилось, что в выделенном Кабьянки болиде нет коробки передач. Механикам удалось найти «по знакомым» некую КПП, которая вроде бы подходила к мотору Ferrari, и Джулио немедленно прыгнул за руль. На первом же круге «коробку» заклинило на 4-й скорости. Пытаясь сохранить машину, Кабьянки на скорости вырулил с автодрома через открытые ворота прямо на шоссе. Там он протаранил легковушку и фургон, которые в свою очередь врезались в мотоциклиста и некие металлические блоки, которые затем придавили велосипедиста. Погибли сам Кабьянки, водитель фургона, мотоциклист и велосипедист.


2-3 кг теряет за одну гонку пилот Ф-1. С собой в машине у него только 0,5 л воды (трубочка выведена в шлем), а температура внутри кокпита порой достигает 50°C.


5 лидеров по зарплатам в «Формуле-1» /2015

  • Хэмилтон (Mercedes) €25 млн
  • Алонсо (McLaren) €23 млн
  • Феттель (Ferrari) €22 млн
  • Росберг (Mercedes) €20 млн
  • Райкконен (Ferrari) €18 млн

Фото 6 - Все о «Формуле-1»: цифры, факты, анекдоты и герои

«Сочи Автодром» в 4 фактах

1. Создатель сочинской трассы — главный архитектор «Формулы-1» Герман Тильке. «Сочи Автодром» — его 11-я работа на сегодня.

2. 5853,7 метров сочинской трассы пилоты проезжают в среднем за 96,9 секунды, проходя 18 поворотов (12 правых и 6 левых). А самая длинная трасса чемпионата — Гран-при Бельгии (7004 метра дистанции, даже у самых быстрых пилотов на нее уходит больше 2 минут).

3. Скорость в поворотах в Сочи достигает 305 км/ч, на прямых — до 320 км/ч. А самая быстрая трасса в чемпионате — итальянская Монца: в 2005 году Кими Райкконен разогнался там до 370 км/ч.

4. Ширина нашей трассы считается оптимальной — 13–15 метров. Самая узкая трасса «Формулы-1» расположена в Монте-Карло (12 метров).


4 000 000 долларов — примерная средняя стоимость производства одного болида без учета расходов на конструкторские работы.


Фото 7 - Все о «Формуле-1»: цифры, факты, анекдоты и герои
Действующие лица
Фернандо Алонсо
Испания
Откуда: команда McLaren Honda
Двукратный чемпион мира в классе «Формула-1» (2005, 2006), трехкратный вице-чемпион (2010, 2012, 2013). Посол ЮНИСЕФ, посол бренда TAG Heuer

Какая у тебя была первая машина?

Мой папа любил картинг и построил карт для меня. Точнее, сначала он построил карт для моей сестры (ей тогда было 7, а мне — 2), но я проявил интерес к этой игрушке, и вскоре пришла моя очередь. Это был простой 50-кубовый карт, и я впервые поучаствовал на нем в гонке, когда мне было 3 года. Финишировал последним во всех заездах.

Какая гонка для тебя была самой сложной?

Помню, тяжелее всего приходилось в 2005 году, ведь тогда машины были куда быстрее, чем сейчас. Возьмите время победителя Гран-при Малайзии этого года и сравните со временем победителя той же гонки в 2005-м: сейчас победитель на шесть кругов медленнее. Управлять теми машинами было физически и психологически сложнее (в 2005 году в «Формуле-1» использовали 3-литровые V10 мощностью до 950 л. с. Сегодня у всех болидов — V6 объемом 1,6 л (600–700 л. с.) плюс электромотор — MH).

Стали ли от этого скучнее гонки?

Нет, потому что борьбы с другими гонщиками меньше не стало, а значит, и адреналина не убавилось.

Какие изменения пойдут на пользу «Формуле»?

Я бы вернул дозаправки и «шинные войны» — когда существует несколько производителей шин, это идет на пользу всем (сейчас единственным официальным поставщиком «Формулы» является итальянская Pirelli — MH).

Комментарии

23
Совуня
02 июня 2016 9:29

Гонки формулы один! Это конечно мечта всех мужчин и мальчишек любого возраста, потому что если девушки могут бесконечно смотреть на витрины с одеждой, то мужчины также по степени вовлеченности зачаровано могут смотреть на то, как летают гоночные болиды на скорости по прекрасно проложенной трассе, и кажется что круче только оказаться там в гуще событий, в зоне для болельщиков и получать там ту порцию болельщиковского адреналина, которая только может быть в такой ситуации, так как конечно же всегда круто когда получается оказаться на формуле 1, но сейчас билеты стали туда стоить дорого, а не все могут себе позволить это чудо и самим там присутствовать

Sergey
10 апреля 2016 9:33

Насчет того что пилот теряет 2-3 кг воды во время заезда- первый раз услышал!

Александр
08 апреля 2016 1:08

Для общего развития интересено

Добавить комментарий
Показать ещё