Российская сборная по высшему пилотажу: «Наш спорт не в приоритете»

На сегодняшний день в сборной России по высшему пилотажу есть действующий абсолютный чемпион мира, но нет ни одного действующего самолета. О том, как такое возможно, нам рассказал тренер национальной команды Виктор Смолин.
Фото 1 - Российская сборная по высшему пилотажу: «Наш спорт не в приоритете»

8. Тренировки

«Чтобы спортсмену подготовиться к чемпионату, нужно налетать 60–70 часов. У нас в этом году из-за постоянных отказов техники члены сборной смогли совершить по десять полетов продолжительностью 20 минут каждый. И все равно Михаил Мамистов стал абсолютным чемпионом мира, а в командном зачете сборная выиграла серебро, уступив только французам, каждый из которых за тот же год налетал по 180–200 часов. Тренировки нужны в том числе и для подготовки вестибулярного аппарата, ведь у нас во время выступлений перегрузки достигают 10G, причем кроме отрицательных пилоты испытывают и положительные, что очень тяжело. Конечно, у нас есть специальные наземные тренажеры: лопинги (качели, на которых достигаются перегрузки в 5G), «рейнское колесо», вращающееся в двух плоскостях одновременно, но реальный полет все это не заменит».

9. Расход

«В полете самолет расходует 110 кг авиационного бензина в час (примерно 130 литров). Проблема в том, что у нас в стране такое топливо перестали производить в 2005 году, и нам приходится его закупать то в Америке, то в Польше, то в Бельгии по цене около 120 рублей за килограмм».

10. 2017 год

«В июле нас ждет чемпионат мира в классе «Як-52» в Туле, к нему мы надеемся оживить наши самолеты. Кроме того, еще нужно решить вопрос с их перевозкой в ЮАР на мировое первенство в классе unlimited. Ведь, если на чемпионат Европы в Чехию мы можем долететь сами, то с ЮАР все сложнее. К счастью, у нас есть спонсоры: компании МТС и Mazda, которым мы очень благодарны».

Фото 2 - Российская сборная по высшему пилотажу: «Наш спорт не в приоритете»
Личный опыт

Что чувствует человек, впервые оказавшийся за штурвалом спортивного самолета, рассказывает Илья Виноградов.

«А там какие перегрузки?» — это все, что я смог выдавить, узнав, куда меня посылает редакция. «У меня до 8G доходило», — невозмутимо ответил замглавреда Антон Иванов, летавший на многих аппаратах, включая спортивный Extra и реактивный L-39 Albatros. «Так у меня ж это, ну, спина…» — блею я. «Да ничего страшного, ты же сам за штурвалом будешь, просто особо не усердствуй!» Так я узнал о том, что в программу входит не только полет пассажиром, но и самостоятельное управление самолетом. Ну все, приехали! Вот так с места в карьер — лети и кувыркайся там. А ведь начиналось-то как: мне сказали, что я просто еду на тест-драйв Mazda…

Казалось бы, причем тут японские машины? А вот причем: в 2009 году Mazda UK выступила генеральным спонсором чемпионата мира по высшему пилотажу в британском Сильверстоуне, а российское подразделение японского автопроизводителя взялось спонсировать наших асов. С тех пор «Мазда Мотор Рус» стабильно поддерживает национальную сборную на российских и международных выступлениях. И вот наши многократные чемпионы мира и Европы уже встречают нас на аэродроме Дракино, где базируется сборная России.

Дальше все пронеслось как одно мгновение. Я втискиваюсь в узкий кокпит ярко-желтого Як-52, меня пристегивают к лежащему позади сиденья парашюту, а потом к самому сиденью, да так крепко, что оторвать пятую точку нет никакой возможности. Пока я свыкаюсь с тем, что фактически связан, мне рассказывают, что делать в экстренной ситуации, но я никак не могу запомнить, потому что от волнения все как в тумане. Где-то рядом слышу разговор пилота с центром управления полетами, и вот — короткий разбег по газону летного поля, и мы в воздухе.

Делаем пару кругов над аэродромом, после чего без лишних прелюдий совершаем мертвую петлю. Мне, катавшемуся на самых больших американских горках, петля нипочем. «Отлично!» — показываю я большой палец, и в ответ летчик предлагает мне взять управление на себя. Итак, момент истины: железная птица впервые повинуется движениям моих рук и ног.

Следуя советам, я делаю пару снижений, наборов высоты, потом покачиваю крыльями и перехожу к поворотам. Все получается и вызывает настоящую бурю восторга! Я с удивлением отмечаю, насколько чуток и послушен самолет. Он действительно воспринимается как продолжение твоего тела, и я понимаю, почему наши пилоты, вопреки всем сложностям, продолжают заниматься любимым делом. Ощущения непередаваемые!

Теперь пришло время испытать «бочку». Если поперечное вращение оказалось вполне сносным, то продольное вызвало небольшое головокружение, к счастью, к этому времени управление самолетом снова взял на себя профессионал. Когда же он совместил петлю и бочку, я в полной мере ощутил, насколько тяжелый это спорт.

Если кто-то считает, что летчики на соревнованиях просто развлекаются, пусть сам попробует. Из кабин спортсмены выходят мокрыми от пота и без сил. Вот и я первое время стою на земле немного нетвердо. И все же эйфория притупляет все негативные ощущения. Теперь небо манит, а не пугает. Жалко, что такие тест-драйвы бывают редко.

Комментарии

1
GROG
19 января 2017 17:39

Спорт серьёзный,а отношение к нему........лучше Сирии помогать и долги всем прощать(

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.