Российская сборная по высшему пилотажу: «Наш спорт не в приоритете»

На сегодняшний день в сборной России по высшему пилотажу есть действующий абсолютный чемпион мира, но нет ни одного действующего самолета. О том, как такое возможно, нам рассказал тренер национальной команды Виктор Смолин.
Фото 1 - Российская сборная по высшему пилотажу: «Наш спорт не в приоритете»
Фото 2 - Российская сборная по высшему пилотажу: «Наш спорт не в приоритете»
Виктор Смолин
Родился: 17.09.1948
Победы: в личном зачете — абсолютный чемпион Европы (1981), абсолютный чемпион мира (1982); в командном зачете — победитель чемпионатов мира (2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2011), победитель чемпионата Европы (1998, 1999, 2002, 2004, 2005, 2006, 2008, 2010), победитель Всемирных воздушных игр (2001), серебряный призер чемпионатов мира (1997, 2002, 2009) и Европы (2009, 2011)

1. Самолет

«До сих пор в мире нет лучших самолетов для высшего пилотажа, чем наши Су-31, — говорит Смолин. — Было время, когда до 75% участников на чемпионатах мира и Европы выступали на них. Причина проста — этот самолет спроектирован и построен очень серьезным КБ, где и инженеры, и летчики-испытатели, и даже рабочие были высочайшими профессионалами. Для сравнения, сегодня большинство самолетов на соревнованиях — немецкие Extra, созданные фактически одним человеком — Вальтером Экстра, который и глава компании, и испытатель, и главный конструктор. Это другой уровень. Вы не найдете ни одного 10-летнего Extra, а Су-31 летают по двадцать с лишним лет — последнюю партию этих самолетов собрали в 2004 году для Чехии, у нас же в сборной самая молодая «сушка» — 1994 года. Но вот сейчас ребята позвонили, сказали, что у нее потекли баки, надо как-то перевозить, ремонтировать…»

2. Категории

«На чемпионатах мира и Европы сегодня есть три категории: unlimited, advanced и Як-52. Последняя появилась потому, что Яков было построено больше, чем каких бы то ни было других самолетов для высшего пилотажа, — более тысячи, но на введении для них отдельного зачета настояли не мы, а ЮАР».

3. Соревнования

«Соревнования по аэробатике — так еще называют высший пилотаж — состоят из четырех программ: одной произвольной и трех неизвестных. Неизвестные составляются следующим образом: каждая страна – участница соревнований (но всего не более десяти) предлагает по одной фигуре высшего пилотажа, из них и собирают пилотажный комплекс, который должны выполнить пилоты».

4. Оценки

«Для выступления пилотам выделяют прямоугольник: 1 км в ширину, 1 км в длину и 900 метров в высоту. Почему не километр? Потому что опускаться ниже 100 метров запрещено (за это штрафуют), а за полет на высоте ниже 50 метров — вообще дисквалифицируют. Каждую из выполненных фигур оценивают по 10-балльной шкале, учитывая еще и коэффициент ее сложности. Также оценивается компактность выполнения фигур. Судей девять человек, и для подсчета их оценок используется программа, разработанная также нашим соотечественником — профессором Юрием Леонидовичем Тарасовым, который 25 лет судил соревнования. К сожалению, в прошлом году его не стало».

Фото 3 - Российская сборная по высшему пилотажу: «Наш спорт не в приоритете»

5. Фигуры

«Каталог фигур высшего пилотажа постоянно расширяется — придумывают все новые и новые, однако исполнять все без ограничений можно только в категории unlimited — в Як-52 и advanced для некоторых фигур не хватает возможностей самолетов, поэтому они из соображений безопасности запрещены».

6. Золотая эпоха

«Пик популярности аэробатики в мире пришелся на конец 80-х – начало 90-х, на соревнования приезжали по 100–110 человек (сейчас в два раза меньше). Тот подъем интереса, кстати, был отчасти вызван и появлением новых самолетов — тех же Су, которые можно было бы сейчас опять начать производить, и они бы пользовались популярностью в мире. Но нужен первоначальный импульс от государства. К сожалению, сегодня наш спорт в России не в приоритете и по финансированию находится на уровне метания тынзяна на хорей (есть такой спорт, заключающийся в метании ярма от оленьей упряжки на меткость). Это обидно, потому что умение выполнять фигуры высшего пилотажа нужно и военным летчикам, и гражданским, ведь оно на порядок поднимает мастерство пилотов, а следовательно, и безопасность полетов. Через нашу команду прошли два дважды героя страны — Сергей Крикалев и Светлана Савицкая, четыре Героя России, восемь заслуженных летчиков-испытателей…»

7. Участники

«Когда я начинал заниматься высшим пилотажем, все было очень легко. Был СССР, было ДОСААФ. Я просто записался в аэроклуб, прошел комиссию, отучился зиму и летом начал летать с инструктором, после 12 часов налета с которым совершил свой первый самостоятельный полет. Сегодня, чтобы налетать те же 12 часов, нужно потратить около 200 000 рублей. Этого хватит, чтобы научиться взлетать и садиться. Если же ты хочешь получить права пилота-любителя, потребуется порядка 50 часов налета, каждый из которых обойдется в 15 000 рублей. Поэтому у нас мало молодежи. Состав у наших главных конкурентов — французов — менее возрастной. У них большинство спортсменов — молодые военные, потому что министерство обороны поддерживает этот спорт и дает летчикам во время службы много тренироваться».

Дальше:
Тренировки

Комментарии

1
GROG
19 января 2017 17:39

Спорт серьёзный,а отношение к нему........лучше Сирии помогать и долги всем прощать(

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.