Кино о боксе: чему можно верить, а в чем кроется подвох?

В последнее время фильмы про бокс идут сплошным косяком: «Левша», «Крид», теперь вот «Пазманский дьявол». Мы попросили нашего автора Сергея Князева, знающего мир бокса не понаслышке, объяснить, в чем косяки такого кино.
Кино о боксе: чему можно верить, а в чем кроется подвох?

В России не сильно широким, но ощутимым прокатом прошел фильм Бена Янгера «Пазманский дьявол» о жизни и приключениях Винни Пациенца, чемпиона мира по боксу, который на пике славы попал в автоаварию, серьезно пострадал — треснул шейный позвонок. Полгода ходил в корсете — металлическом прибамбасе, фиксирующем шею, привинченном к башке самыми настоящими болтами, в фильме это показано очень подробно и с каким-то специальным медицинским сладострастием.

Врачи, как всегда, говорили: мол, не факт, что будешь ходить, а ты еще боксировать думаешь, ха-ха. Но Пациенца продолжал (даже в этом самом корсете) втайне ото всех, кроме своего тренера, заниматься, вскоре вернулся на ринг — и вновь стал чемпионом мира, отобрав титул у самого Роберто Дюрана. Как любят писать в таких случаях: основано на реальных событиях.

В общем, всем привычная спортивная драма, история преодоления, когда чемпион проявляет характер, посрамив скептиков. Историй таких в большом спорте — завались, можно было бы давно уже выпускать серию «Как меня и как я»: возвращение после аварий Валерия Брумеля (фильм «Право на прыжок») и Валерия Харламова («Легенда номер 17»), камбэк Мохаммеда Али после препирательств с правительством США (фильм «Али»), победа над раком хоккеиста Марио Лемье и велосипедиста Лэнса Армстронга — тот, как нам теперь известно, оказался не отцом, а сукою, в смысле допинг-махером, но, знаете ли, если вы прочтете его книгу «Не только о велоспорте», то скажете: «Ему — можно».

Возвращение Эдуарда Стрельцова после отсидки. Сценаристам в таких случаях не нужно что-то особо придумывать, наоборот, часто приходится выкидывать по-настоящему ценное, но не укладывающееся в логику истории и временные рамки: ну, скажем, Пациенца после аварии боксировал с Дюраном дважды, оба раза выиграл, а потом нарвался на Роя Джонса — и продул в одну калитку. Рой Джонс! В возрасте Карлсона! Дерется с инвалидом! О, сюжет! — как говорил герой Басова в фильме «Я шагаю по Москве». Но в фильме этого нет.

Впрочем, осуждать актера за то, что двигается совсем не так, как следовало бы, все равно что ругать плохую погоду. Невысокий и неплотный Роберт Де Ниро в фильме «Бешеный бык» совершенно не похож реального средневеса Джека Ламотту — ну и что, мы Скорсезе и Де Ниро любим не только за это. Надо сказать, что сами боксеры относятся к фильмам про себя и своих товарищей обычно довольно снисходительно и не орут чуть что как подорванные: «Талантливо. Но правды характеров нету!» Поскольку сами понимают: какой бы ты ни составил хитрый план на бой, в какой-то момент что-то пойдет не так.

Интересно, что как бы ни менялась кинематографическая мода, как бы операторы ни снимали бои: сверху, снизу, глазами соперника, секунданта, зрителя, долгим планом или нарезкой с нескольких камер и т.д., какая бы история ни рассказывалась, неизменным остается одно: кульминационная точка и боя, и фильма — в последнем раунде равного поединка, когда все, ну или почти все, может перевернуть один-единственный решающий удар. Типа дерись до последнего, чувак, пока финальный гонг не прозвучал, ты не проиграл.

И еще: если в фильмах про всякие боевые искусства (карате, кунг-фу и пр.) в главных ролях традиционно снимаются сами бойцы (Брюс Ли, Джеки Чан, Чак Норрис, Жан-Клод Ван Дамм и пр.), то в фильмах про бокс — почти исключительно актеры и, как правило, первого ряда, а то и вовсе супер­звезды: Кирк Дуглас, Роберт Де Ниро, Уилл Смит, Данила Козловский (фильм «Шпион»). Видимо, научить артиста приемам благородного искусства самозащиты и нападения проще, чем боксера — актерским навыкам. Если резюмировать: кино про бокс — это всегда драма, кино про махания руками-ногами в кимоно и без — балет.


Не «Рокки» единым: классические фильмы про боксеров

Фото 1 - Кино о боксе: чему можно верить, а в чем кроется подвох?

1. «Подстава», 1949

Долговязый Роб Райан (сам в прошлом боксер) в роли стареющего бойца, который выигрывает свой последний бой, презрев менеджерские соглашения.

Фото 2 - Кино о боксе: чему можно верить, а в чем кроется подвох?

2. «Джентльмен Джим», 1942

В роли ирландского тяжеловеса Джеймса Корбетта — Эррол Флинн. В фильме есть хороший эпизод на тему пагубного влияния пива на карьеру бойца. Кстати, в реальной жизни исполнитель главной роли великий Эррол Флинн удар не всегда держал — по крайней мере, в 1945 году столь же великий режиссер Джон Хьюстон, тоже боксер, во время пьянки отправил его в глубокий нокаут.

Фото 3 - Кино о боксе: чему можно верить, а в чем кроется подвох?

3. «Тело и душа», 1947

Классический нуар с Джоном Гарфилдом про неприглядную закулису бокса с его смертельными увечьями на ринге, грязными деньгами и договорными боями.

Фото 4 - Кино о боксе: чему можно верить, а в чем кроется подвох?

4. «Завоевать город», 1940

Здесь бокс — метафора человеческой трагедии. Неповторимый Джеймс Кэгни играет боксера, вернувшегося на ринг, чтобы помочь брату и забыть измену подруги, и ослепшего из-за того, что противник швырнул ему в глаза опилок.

Комментарии

2
Давид
25 апреля 2017 17:06

Суть фильмов про бокс, как мне кажется, не показать в деталях спортивный мир изнутри, а донести мысль, которая в каждом конкретном случае своя, но общая - характер и воля способны существенно изменить жизнь любого практически в любой ситуации, поэтому совсем не критично, если какие-то эпизоды из сюжета выбывают.

Андрей
22 апреля 2017 12:05

странный набор реплик, вообще не связанных с заголовком , 'автор' заплатил ? за публикацию этого ?

Добавить комментарий
Показать ещё