«Чем острее и злее, тем интереснее»: кому нужно ралли «Шелковый путь»

7 июля на Красной площади стартует ралли «Шелковый путь». Мы встретились с руководителем этого проекта, гонщиком Владимиром Чагиным, чтобы понять, зачем люди идут на подобный риск.
«Чем острее и злее, тем интереснее»: кому нужно ралли «Шелковый путь»
Фото 1 - «Чем острее и злее, тем интереснее»: кому нужно ралли «Шелковый путь»
Чагин Владимир Геннадьевич
Директор НП «КАМАЗ-Автоспорт», Руководитель проекта «Ралли «Шелковый путь»
Родился: 05.01.1970
Место рождения: Нытва, Пермская область (ныне Пермский край)
Победы: Семикратный победитель «Дакара», лауреат Государственной премии РФ, заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, мастер спорта международного класса

1. О риске

В 1979 году появился легендарный ралли-марафон «Дакар», который всегда начинает спортивный сезон в мире. Несмотря на то что с тех пор «Дакар» унес около 70 жизней, это нисколько не останавливает людей, и каждый год появляются новые спортсмены. Они выходят на старт, чтобы бросить вызов, проверить себя. Ведь это же борьба технологий автомобилестроения, борьба производителей и реальное соревнование на выносливость людей. Никакие стимуляторы, допинги — тут ничего не работает.

Нет, это не ад. Ад — это когда человек попадает туда, куда не хочет попасть. Но если ты вышел на старт, тебя же никто туда не загонял. Ты сам приехал и принимаешь правила игры, подписываешь бумаги, среди которых и документ о том, в какой госпиталь тебя доставить в случае аварии и куда привезти, если ты — труп. Это нормально, все идут на это осознанно. Тем, наверное, и привлекает людей автоспорт. Чем острее и злее, тем интереснее.

2. О страхе

1991 год. Второй «Дакар» в истории команды «КАМАЗ-мастер». Мы ехали по Мали. Тогда был первый мой экзамен в качестве пилота. Изначально я был в экипаже заявлен как механик. Но перед днем отдыха пилот нашего экипажа Евгений Доронин сломал руку. Выбило руль в песках. К сожалению, такие травмы тоже случаются. И перед экипажем стоял выбор: либо сходить, либо продолжить гонку, но тогда за руль сядет кто-то из состава экипажа (замена со стороны невозможна по правилам соревнований). И отсутствие одного члена экипажа тоже не допускается. Если трое стартовали, трое должны и финишировать. Руководством команды было принято решение позволить мне попробовать поехать самому за рулем. Мне было тогда 20 лет. Если смогу, значит экипаж гонку продолжит. Мы поехали. Проехали день — получилось. Проехали следующий. В итоге с 60-й позиции мы к финишу переместились на 12-ю.

Но был и страшный эпизод. Мали. Мчимся по большому плато на высокой скорости. Впереди деревня, к которой ведет узкая дорога в лесу. Грузовики выстраиваются друг за другом, и перед самым въездом в деревню я успеваю обогнать идущий перед нами «мерседес». Мы проехали деревню друг за другом. Приезжаем на финиш, и я вижу, что весь бивуак охвачен паникой. Оказалось, что на один из экипажей напали местные бандиты. Обстреляли грузовик, одна из пуль попала в водителя. Тот сразу насмерть, и машина врезалась в дом. Оказалось, это тот самый грузовик, который мы обогнали на въезде в деревню... Как раз его и обстреляли.

3. О сложности

Вы, наверное, удивитесь: самое трудное — не ехать быстро, главное — удержать себя. Возможности автомобиля, как правило, выше возможностей пилота. Это как конь, на котором ты скачешь. И поддаться соблазну ехать быстрее — проще всего. Каждый пилот должен сам чувствовать соотношение своих возможностей и возможностей автомобиля. Где-то тебя обогнали, но это не говорит о том, что нужно срочно мчаться за соперником. Вот он — источник опасности, провокация, тут может произойти ошибка.

Можно попасть в яму, не вписаться в поворот, вылететь с трассы. Нужно понять, почему ты проигрываешь: техника пилотирования не дает тебе ехать быстрее соперника либо автомобиль. Нужно адаптироваться к данной ситуации, выбрать темп. Естественно, чтобы быть первым, нужно делать как пилоту что-то такое, чего не делают все остальные. Нужно находить нестандартные ходы. Нужно быстрее мыслить, мгновенно принимать решения. Потому что, если будешь ехать надежно, быстро, как все, у тебя и результат будет, как у всех. Где-то там, в таблице будешь искать свою фамилию, а чтобы она была сверху, нужно где-то «ехать на грани», где-то с риском, но риск всегда должен быть оправданным, не заходить за рамки разумного.

Еще нельзя забывать, что в кабине ты не один. В автомобиле в категории «авто» — еще и штурман, а в категории грузовиков — штурман и механик. Это тоже обязывает себя держать в руках, потому что у каждого члена экипажа есть своя жизнь, семья — жена, дети, родители, родственники. И если ты совершишь ошибку, ты лишишь жизни не только себя, но и находящихся в кабине людей. И это заставляет себя контролировать максимально. Нужно идти по этому лезвию, чтобы не порезаться и не свалиться ни вправо, ни влево.

4. О самоконтроле

Я всегда на гоночной трассе ехал в удовольствие, но всегда на максимуме. В этом весь смысл автогонок, на мой взгляд. Бытует правило, что выигрывает не тот, кто быстро едет, а тот, кто не ломается. Стабильность важна. Да, конечно, нужно четыре, шесть, восемь часов мчаться в одном темпе без единой остановки. Даже туалет исключен, то есть еще нужно уметь разговаривать со своим организмом и его настроить. Никто не запрещает сходить в туалет — остановись, сделай, что ты хочешь. Но это минус две с половиной – три минуты.

А бывает на финише гонки, после 9 тысяч километров, после двух недель, разница в призовой тройке между лидерами — одна, две, три минутки: тот самый туалет, поэтому как бы ни хотелось даже с вечера пить воду, нужно уметь сказать себе «стоп», когда организм хочет пополнить запасы влаги. Утром — очень ограниченное количество чая или воды, чтобы не возникало провокаций в течение дня. Во время движения питание исключено полностью. Невозможно есть на ходу, потому что все бутерброды и сникерсы будут летать по кабине. Ну и жевать невозможно, все будет прыгать в желудке. А пить, естественно, хочется, потому что очень жарко в кабине, температура доходит до 50–55 градусов. Плюс комбинезон и белье из специального несгораемого материала.

Конечно, весь день в мыле сидишь, в поту. И лучше делать только по два глоточка, не больше. В обычной жизни захотел пить — можешь выпить целый стакан. А тут я себе говорю, что буду пить, условно говоря, после двухсотого километра. Нельзя, конечно, себя и обезвоживать, потому что силы потеряешь, но и нельзя в этом частить, потому что появится побочный эффект. И вот дождался этого момента, когда можно глоточек сделать. Глоток первый и следом глоток второй. И чувствуешь, как влага наполняет руки, ноги, все тело.

В первую очередь это надо чувствовать. Но если что-то несовершенно, что-то мешает, не подходит, надо над этим работать и тренировать. Натренировать можно все. Главное — знать, чего ты хочешь. Если ты поставил себе цель победить — все, тебя ничто не должно останавливать. Ты должен идти к этой цели и все для этого делать. Но никогда не идти по головам. Никому не нужен будет твой приз, если радуешься ему только ты один на всей планете. Порядочность и уважение к сопернику — главные качества спортсмена.

Фото 2 - «Чем острее и злее, тем интереснее»: кому нужно ралли «Шелковый путь»
«Шелковый путь – 2017»

2 марта в Париже состоялась презентация ралли-рейда «Шелковый путь» 2017 года.

Подробности пока раскрыть не могу, но скажу, что где-то повторения по маршруту будут, но очень мало. Мы подошли к этому основательно и творчески. Группа прокладки маршрута — серьезные специалисты — старались сделать маршрут ралли новым, более интересным, не повторяющим прошлогодний. Уверяю, будут все виды бездорожья: наши просторы красивые, с березками, лугами, оврагами, лесостепь, грязь. Надо, чтобы дождь тоже пошел. Нужно же себя попробовать на скользких трассах. Степи в Казахстане, горы на юге Казахстана и северо-западе Китая. Пустыня Гоби, где высоченные песчаные не то что дюны — песчаные горы, которых нет на планете больше нигде, скалистые горы. В общем, все, куда может колесо автомобиля заехать на нашей планете. Мы все возможности участникам дадим. Всех болельщиков мы ждем на старте на Красной площади.

Комментарии

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.