Жизнь и труд на яхте: Men's Health участвует в парусной регате

Не нужно быть олигархом, чтобы почувствовать себя хозяином парусной яхты. Даже наоборот — ненавороченная лодка длиной футов сорок приносит намного больше живой радости, чем трехэтажный катер с барными стойками внутри и снаружи. МН еще раз убедился в этом, приняв участие в проходившей с 29 апреля по 6 мая XXI Русской парусной неделе Volvo.
Фото 1 - Жизнь и труд на яхте: Men's Health участвует в парусной регате

Хочется написать что-то про мир, труд и май, но большой военный корабль, патрулирующий южное побережье Турции в районе Мармариса, недвусмысленно напоминает: совсем рядом — Сирия. Так что остаются труд и май.

Май в Турции и правда хорош: месяц только начинается, но под солнцем уже +25, и вода гостеприимная — плавать можно не вопреки всему, а в удовольствие. Но мы не только плаваем, мы ходим на яхте, и это труд.

1. Труд?

Вообще, жизнь яхтсмена кажется верхом гедонизма. Но на яхте интересно работать — в меру своих навыков и даже в случае их отсутствия. Все эти веревки («концы»), кранцы, стопора, шкоты, гики, фалы, галсы и путаница морских узлов поначалу кажутся натуральной арабской вязью, в которой поди разберись. Но поверь, за день-два дело проясняется, и ты начинаешь со­ображать, почему яхта плывет против ветра и что нужно сделать, чтобы поддать газку. Все, конечно, зависит от погоды, но как только «включают ветер», так сразу же появляется цель.

Фото 2 - Жизнь и труд на яхте: Men's Health участвует в парусной регате

2. Цель?

Задача на регате — победить, причем это однозначно тот случай, когда участие захватывает независимо от результата. Более того, если поначалу кажется, что нет ничего эпичнее многокилометровых переходов по морю из точки А в точку Б, то потом понимаешь: олимпийский треугольник, например, едва ли не веселее.

Олимпийский треугольник — это довольно камерная гонка вокруг буев, которыми обозначены вершины треугольной дистанции. Расположены они на расстоянии пары километров один от другого, а суть в том, чтобы четко выстроить маршрут и молниеносно управляться со снастями. Пока движешься к первому повороту — ветер встречный, идешь галсами. Развернул лодку — и вот уже бакштаг, попутный ветер, можно доставать и ставить спинакер — большущий парус на носу. Вон у кого-то на лодке он запутался, и слышен ор шкипера, и лодка их отстает, но никакого злорадства ты не испытываешь, а реально переживаешь за экипаж.

Вдруг ветер прекращается: вот был — и нет. Пока соображаем, где его искать, он меняет направление на противоположное и снова дует навстречу. Значит, надо быстро-быстро-быстро сворачивать громадный спинакер (он работает только при попутном ветре), снова ставить стаксель и ждать, что еще прикажет делать шкипер… И так часа два-три подряд, без права расслабляться, без права халтурить на лебедке.

Пускаясь в море за победой, никогда не надо думать, что твоя лодка не самая быстрая и не самая маневренная. В гонке далеко не всегда побеждает тот, кто по факту пришел к финишу первым, — тут существует понятие гандикапа, благодаря которому уравниваются возможности быстрых спортивных и лодок попроще. А цель новичка на борту — максимально четко выполнять команды даже в том случае, когда лодка вроде бы плетется в хвосте. Поэтому тебе предстоит учеба.

Фото 3 - Жизнь и труд на яхте: Men's Health участвует в парусной регате

3. Учеба?

Одно из первых наставлений, которые слышишь, ступив на борт: ходить на полусогнутых, всегда за что-нибудь держаться и не высовываться без надобности, иначе можно схлопотать гиком по башке (гик — нижняя подвижная перекладина на мачте). В эту ловушку обязательно кто-нибудь попадается — вот и коллега тоже. Звук удара, надо сказать, пугающий.

Последний раз я ходил на яхте лет семь назад, но все кажется знакомым и почти понятным. Чтобы поднять грот, нужно развернуть яхту строго против ветра. Веревка на лебедку накладывается по часовой стрелке. Правый галс — это когда ветер дует в правый борт. Ну и так далее — арифметика быстро усваивается по ходу волны, и вот ты уже на пару с кем-то управляешь стакселем, попутно прислушиваясь к объяснениями шкипера. В этих объяснениях — уже какая-то аналитическая алгебра морских дел, и пусть пока что за ходом гонки следит опытный человек, а не я.

А еще главное — не приходить на лодку с настроем «я тут сам по себе, не приставайте ко мне, и я к вам приставать не буду». В регате возможен только командный результат.

4. Результат?

Мозоли на непривычных ладонях заживут. День без ветра останется в памяти как самый скучный. Третье место по итогам дневного 60-километрового перехода окажется неожиданно приятным (вот она, сила гандикапа!). Мгновенный провал в сон в мерно покачивающейся каюте мало с чем сравнится. Сила даже слабого ветра снова и снова будет удивлять… Сам попробуй.

Комментарии

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.