Экстремальные съемки в горах: 5 историй от сноубордистов

Перед выходом фильма о сноубординге «Поворот», премьера которого состоялась 12 ноября в московском кинотеатре «Октябрь», участник проекта и владелец вертолетной компании Helipro Максим Балаховский вспоминает 5 леденящих душу историй, которые произошли с ним за время работы с вертолетами. За красивой картинкой и свиду беззаботным катанием в горах кроются серьезные опасности.
Фото 1 - Экстремальные съемки в горах: 5 историй от сноубордистов

1. Засыпало лавиной

Это произошло году в 2003-2004-м. Мы все прекрасно понимали, что лавины «висят», но в добавок к этому еще и высадились в сильный ветер. Вертолет не смог нас забрать, и нам пришлось сбивать лавины самим. И вот, с одной из таких лавин я не справился: меня закопало где-то на полметра, ребята начали спускаться ко мне — и случайно спустили на меня еще одну лавину. Откопали меня достаточно быстро — минут за 10-15, но было жутко. Именно оказавшись в лавине, я понял, что такое клаустрофобия — и понял, что она у меня есть. С тех пор я не могу, например, делать МРТ, так как боюсь заезжать в аппарат, и заниматься спелеологией. После инцидента я долго боялся кататься, но все таки я думаю, это пошло мне на пользу.

2. Засыпало лавиной друга

Однажды в Чили я спас своего товарища, канадца Беба Эшена, которого также засыпало лавиной – минута в минуту успел найти его и откопать. Когда я вытащил снег из его рта и Беб сделал вдох, я поцеловал его в лоб, откопал его и, чуть не плача, потащил к вертолету, который доставил нас в больницу. Беб выжил, у него все хорошо, но для меня это было очень сильное потрясение. Такие истории рождают больше страха, чем уверенности по отношению к горам, и ты уже в 2-3 раза дольше думаешь перед тем, как принимать какие-то решения и ехать вниз. Если не уверен – вызываешь вертолет и летишь к менее опасному месту.

3. Спуск с девушкой на спине

Этот случай произошел в Киргизии и был, скорее, смешным, но при этом и довольно опасным. Это было 8 марта, и один из клиентов попросил взять свою подружку в вертолет, который заносил нас к началу спуска. Просто прокатить, сделать для нее подарок на праздник. Мы откатались весь день и под конец на крайнем спуске вертолет сломался – вышел из строя запускающий двигатель. Девушка была лишь в спортивном костюме, а мартовским вечером в горах замерзнуть можно за полчаса. В итоге я взял ее на закорки и на сноуборде тащил ее 15 километров до ближайшей дороги. Было весьма непросто.

4. Пешком по скалам

В Чили произошел еще один случай, когда мы снимали сцены с Гиги Руфом и Бьорном Лайнсом на высоте 4000 метров. Дело было под конец дня, мы нашли один интересный район с крутыми узкими кулуарами. Отправили вертолет вниз, и пилот предупредил, что топлива осталось только на возвращение на базу, то есть забрать с вершины он нас уже не мог. Когда мы подъехали к кулуару и я сделал первый поворот уже внутри него, оторвался снежный пласт и снял снег, оголив довольно большой участок скал – катить по ним было бы натуральным самоубийством. Деваться было особо некуда, и Гиги предложил спускаться по вертикальным скалам пешком. Сразу чувствовалось, что парень вырос в горах, для него спуск был как прогулка. Мы же спускались с приключениями, в итоге Бьорн сорвался и упустил доску. К счастью, далеко она не улетела, а он отделался легкими синяками.

5. Нераскрывшийся парашют

Я часто вспоминаю стремный случай, когда чуть не погиб оператор известного бейсджампера Валерия Розова. У него не полностью раскрылся парашют во время прыжка в кратер действующего вулкана на Камчатке. Мы снимали финальный прыжок для дополнительных ракурсов в конце дня. Валера Розов с оператором уже пару раз прыгнули в кратер, но им никак не удавалось снять «Фоллоу» (когда оператор Джеймс должен был лететь вслед за Валерой максимально близко). В эту роковую попытку они вместе правильно вышли из вертолета, залетели в кратер и нацелились на выход из кратера. На пути им попалось облако газа. Оно-то и все и испортило.

Валера запустил парашют сразу после облака, а Джеймс проворонил этот момент. В итоге парашют так полностью и не открылся, и оператор впечатался в склон. Ему повезло, что там был мягкий снег. Мы как можно быстрее спустились к Джейису и оказали первую помощь, привязали его к носилкам и вызвали вертолет. Прилетевший пилот обьявил, что не может нас забрать, потому ветер слишком силен, а мы находились на склоне. Мы решили на руках выносить парня на более подходящее место. В итоге под стоны Джеймса мы добрались-таки до вертолета. Джеймса спасли, у него был перелом трех позвонков, и через год восстановления он снова прыгал.