Авиамоделирование: как построить реактивный самолет?

Виталий Робертус с детства хотел делать самолеты и летать на них. Он даже закончил Московский авиационный институт. Но работать по специальности у него не получилось — 20 лет назад авиаконструкторы стране были не нужны. И тогда он стал чемпионом мира в самой сложной авиамодельной дисциплине.
Фото 1 - Авиамоделирование: как построить реактивный самолет?

ПЯТЬ НАХОДОК И ПОТЕРЬ, БЕЗ КОТОРЫХ ВИТАЛИЙ НЕ СТАЛ БЫ ЧЕМПИОНОМ МИРА

1. А «Як» же

Я интересовался самолетами с детства. Чего еще ждать от мальчика, который рос в авиационном гарнизоне? Лет в 7 мне в руки попала книжка Александра Сергеевича Яковлева «Рассказы авиаконструктора». Прочитав ее, я сразу записался в авиамодельный кружок.

2. Один на всех

Радиоуправляемых моделей в то время, когда я учился в школе, в стране практически не было. Например, на всю Крымскую область, где я тогда жил, был один такой планер. Управлять с земли у него можно было только рулем высоты и рулем направления, и то секунд 5–10. Мы его увидели на соревнованиях в шестом классе, и для нас это было что-то невообразимое.

3. Тайное желание

После МАИ, году в 94-м, когда к нам только начали завозить аппаратуру радиоуправления, я впервые увидел комплект в магазине и загорелся его покупкой, потому что с детства осталась мечта полетать. На него нужна была огромная по тем временам сумма — $450. Я копил почти полгода, откладывая тайком от жены с зарплаты.

4. Заграница нам поможет

В России до начала нулевых не было реактивных авиамоделей — турбины продавались только за границей, стоили дорого, и их приходилось запускать вручную, а, судя по откликам, это был сложный процесс, который в 30% случаев заканчивался пожаром. Но потом немцы изобрели для авиамоделистов турбины с автоматическим запуском. В 2001 году за границей я увидел в магазине такую турбину и тут же ее купил. Самолет под нее я строил всю следующую зиму в свободное от работы время, поэтому первый полет на реактивной модели в нашей стране состоялся только в 2002 году.

5. Через тернии

Первый раз на чемпионат мира по реактивным копиям я поехал в 2003 году. Мой самолет развалился в воздухе. Дело было в Южной Африке, поэтому после аварии весьма живописно горела саванна (не волнуйся, огонь быстро потушили пожарные). На следующем ЧМ в 2005 году в Венгрии моя модель разбилась из-за конструктивных ошибок. Только в 2007 году мне удалось успешно выполнить программу на чемпионате мира и занять второе место. В общем, путь к титулу чемпиона мира был тернист.

КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ РАДИОУПРАВЛЯЕМОЙ РЕАКТИВНОЙ МОДЕЛЬЮ

Симулируй

Прежде чем подниматься в воздух, купи в авиамодельном магазине компьютерный симулятор — программу и пульт, похожий на настоящий. С ним ты сможешь попробовать пилотировать любую радиоуправляемую модель, начиная от планера и заканчивая реактивной копией. Реализм настолько велик, что, например, я тренируюсь зимой в основном на симуляторе, и мне этого хватает, чтобы поддерживать хорошую форму.

Найди учителя

Есть такая система «тренер-ученик»: два передатчика соединены проводом, и тренер с помощью переключателя может передавать управление моделью ученику или, при необходимости, брать его на себя. Например: взлетает тренер, затем он передает управление ученику, тот летает, затем, если ученик совершил ошибку, тренер снова берет управление на себя и сажает модель. Полезная система — помогает избежать дорогостоящих авиакатастроф на начальном этапе.

Нарабатывай опыт

Начинать нужно с простого небольшого винтового самолета с электродвигателем, затем купи модель побольше, с ДВС, — она будет сложнее в эксплуатации, но быстрее. Следующий шаг — пилотажная модель с ДВС, у которой крыло не с верху, а с низу корпуса — она более маневренная. Ну и наконец, перед покупкой реактивной потраться на импеллерную модель — она хорошо имитирует поведение реактивной. Конструкторы умудрились создать реактивную тягу без реактивной турбины — струю воздуха, толкающую модель вперед, формирует сквозной тоннель в фюзеляже самолета, в котором установлен электродвигатель с крыльчаткой. Импеллерные модели летают значительно медленнее моделей с турбинами, но зато они и гораздо дешевле. Будь готов к тому, что путь от симулятора до реактивной модели займет у тебя 3–5 лет.

Комментарии

3
Денис
31 июля 2015 9:51

Очень интересный вид времяприпровождения. Это занятие интересно от начала до конца. От самого строительства модели, до запуска, ведь в каждую созданную самим собой деталь авиамодели ты вкладываешь душу, а когда запускаешь такую модель в небо испытываешь "детскую" радость, ты управляешь небом! Один есть только недостаток во всем этом - это стоимость такого развлечения, не каждый может себе позволить заниматься авиамоделированием, а жаль.

Женя
23 мая 2014 13:41

взрослые крутейшие игрушки))

Павел
09 мая 2014 14:56

Нравиться данный вид хобби, но нет возможности заниматься из-за отсутствия на это средств.

Добавить комментарий
Показать ещё