Авиамоделирование: как построить реактивный самолет?

Виталий Робертус с детства хотел делать самолеты и летать на них. Он даже закончил Московский авиационный институт. Но работать по специальности у него не получилось — 20 лет назад авиаконструкторы стране были не нужны. И тогда он стал чемпионом мира в самой сложной авиамодельной дисциплине.

4. С небес на землю

Меня часто спрашивают, летаю ли я на настоящих пилотажных самолетах. Да я много на чем летал, даже на реактивном истребителе, но только в качестве пассажира. Естественно, я пробовал себя и в качестве пилота, летал с инструктором, но это был просто опыт, необходимый для занятий авиамоделизмом. Для счастья мне вполне достаточно управлять летающей в небе моделью — самому в кабине сидеть не обязательно. С пультом в руках я соревнуюсь с лучшими моделистами в мире. В общем, я все равно пилот, но стою на земле, и это меня вполне устраивает.

5. Выйдешь в поле

По правилам Международной авиационной федерации (FAI) авиамоделистам разрешается тренироваться и соревноваться только на площадках, где нет зданий, дорог и людей. Причем такое пространство должно быть как минимум 300 м в длину и 40–50 м в ширину. Кроме того, моделям запрещено подниматься над землей выше 200 м и летать в пятикилометровой зоне вокруг аэропортов и аэродромов. В России четких правил, регламентирующих полеты авиамоделей, нет. Но авиамоделист несет на общих основаниях ответственность за любой ущерб, который он может причинить, запуская модель. Летай в соответствии с требованиями FAI, ну и держись подальше от охраняемых объектов, вроде военных частей.

6. У моделей больше «же»

В авиамоделировании принцип выполнения пилотажных фигур тот же, что и в «большой» авиации, но фигуры могут быть сложнее с точки зрения геометрии. Модель может выдержать перегрузки в 20 g, а возможности настоящего самолета ограничивает физиология человека. Даже тренированный пилот сохраняет работоспособность лишь при перегрузках до 10 g. Поэтому в военной авиации будущее за беспилотными летающими аппаратами (БПЛА). Оператор БПЛА скоро нужен будет только для того, чтобы принимать решение о применении оружия. А вот в гражданской авиации человека заменить нельзя, все-таки техника не может обеспечить стопроцентную надежность. Я бы чувствовал себя неуютно в самолете, которым управляет только электроника или оператор с земли.

Турбина реактивной модели прожорлива, она расходует около 150–200 мл топлива в минуту. Но, с другой стороны, долго управлять моделью, несущейся со скоростью 300 км/ч, не получится — ты быстро устанешь. Поэтому на такие самолеты обычно ставят трехлитровый бак, его хватает на 15 минут полета — вполне достаточно и для выполнения программы на соревнованиях, и для обычных тренировок. В качестве топлива используется авиационный керосин, в него добавляют масло для турбин — у моделей, в отличие от настоящих реактивных самолетов, нет отдельной системы смазки двигателя.

Комментарии

3
Денис
31 июля 2015 9:51

Очень интересный вид времяприпровождения. Это занятие интересно от начала до конца. От самого строительства модели, до запуска, ведь в каждую созданную самим собой деталь авиамодели ты вкладываешь душу, а когда запускаешь такую модель в небо испытываешь "детскую" радость, ты управляешь небом! Один есть только недостаток во всем этом - это стоимость такого развлечения, не каждый может себе позволить заниматься авиамоделированием, а жаль.

Женя
23 мая 2014 13:41

взрослые крутейшие игрушки))

Павел
09 мая 2014 14:56

Нравиться данный вид хобби, но нет возможности заниматься из-за отсутствия на это средств.

Добавить комментарий
Показать ещё