В режиме триального времени

Прыгать с места на место можно не только из соображений карьерного роста, но и в спортивных целях. Эту простую истину мы докажем тебе на примере велотриала — спорта для экстремалов, которым не хватает препятствий по жизни.

Фото 1 - В режиме триального времени


5 фактов о велотриале

1. ПО МИНИМУМУ

Соревнования по велотриалу организованы так: спортсмен должен пройти полосу препятствий, потратив минимум времени и набрав как можно меньше штрафных баллов. Трасса состоит из секторов (на соревнованиях профессионалов — минимум 16 секторов). На прохождение сектора дается 2 минуты 30 секунд. Каждые 15 секунд сверху — штрафной балл. За каждое неосторожное касание трассы любой частью тела — штрафной балл. Упал — получи сразу пять баллов.


2. ПРАВОСУДИЕ ПО-ТЕХАССКИ

Велотриал — один из самых молодых видов спорта. В середине 70-х крутой техасский парень Эдди Кесслер (многократный чемпион Техаса по мототриалу!) предложил начинать обучение детей мототриалу с трюков на велосипедах. Идею Кесслера приняли на ура даже взрослые, и уже в начале 80-х велотриал стал настолько популярен, что Международный союз велосипедистов (UCI) включил новую дисциплину в свою семью. Первый чемпионат мира по велотриалу, кстати, прошел в 1984 году — это тебе так, для общего развития.


3. ПО КОНЯМ ДА ПО КАМНЯМ

Кормящие матери, сентиментальные девушки и даже цветок на окне скажут тебе — естественное (вскармливание, внимание, освещение — не важно) всегда лучше искусственного. Но как быть триалистам? На соревнованиях они прыгают то по камням и бревнам, то вдруг по джипам и телефонным будкам. «Естественные препятствия сложнее, — поясняет четырехкратный чемпион России по велотриалу Михаил Суханов. — Настоящие камни — это вообще жесть. Они кривые все, равновесие так просто не удержишь». Зато искусственные интереснее зрителям.


4. НА ШЕСТОЙ ТОЧКЕ

Попробуй попрыгать на месте на заднем колесе велосипеда. Для триалистов этот навык — самый главный. Некоторые доводят его до абсурда. Колумбиец Хавьер Сапата уже шесть раз попадал в Книгу рекордов Гиннесса со своими прыжками: к примеру, в 2007 году он преодолел на заднем колесе 2008 ступеней (специально к Олимпиаде в Пекине-2008). «В велотриале каждый пытается удивить, — снова говорит Суханов. — На показательных шоу мы часто прыгаем через зрителей. Выходит один человек или несколько, ложатся на спину плечом друг к другу — и мы с места перелетаем через это препятствие. Мой „рабочий вес“ — пять человек».


5. ДАВИ НА МАССУ

«Совсем недавно чемпионы могли весить под 100 кг и никто этому не удивлялся, — рассказывает Михаил Суханов. — Сейчас пошла тенденция на уменьшение веса велосипеда и отдельные товарищи стали сбрасывать собственный вес». «Велотриалисты не могут питаться как штангисты или лыжники, — подтверждает Олег Цирельсон, председатель Комиссии по велосипедному триалу, выполняющей функцию федерации триала в России. — Акцент в питании должен быть сделан на овощи, фрукты и ягоды. Я не рекомендую свинину, молоко, сливочное масло, свекольный сахар и, конечно, алкоголь».


Для просмотра ролика необходимо установить Flash player версии 9 или выше.


Мистер-класс

Четырехкратный чемпион России Михаил Суханов называет три главные заповеди триалиста.

1. БУДЬ В ФОРМЕ

«Прежде чем прыгать по камням, займись собой. Начни с подтягиваний и отжиманий, плавай в бассейне. Позволительны и силовые тренировки, но без фанатизма: огромные мускулы тебе здесь не пригодятся, а, возможно, даже помешают».


2. СОБЛЮДАЙ БАЛАНС

«Сначала ты должен просто научиться стоять на велосипеде на месте, затем прыгать на заднем колесе, потом уже забираться на препятствия. Вот упражнение, которое поможет сделать первый шаг. Поставь велосипед на ровную поверхность, педали параллельно земле. Определи „шоколадную ногу“ — ту, которая будет стоять впереди (попробуй и левую, и правую — какая удобнее). Вставай на педали, голову чуть наклони вперед так, чтобы она находилась над ступицей переднего колеса. Руки держи на ручках тормозов. А теперь старайся удерживать равновесие, маневрируя рулем и телом».


3. ПОБОРИ СТРАХ

«Без страха в триале никуда: ты должен научиться жить вместе с этим чувством. Страх помогает тебе максимально концентрироваться на том, что ты делаешь. Перед очередным сектором я действую так: изучаю препятствия, потом собираюсь с силами, затем иду и делаю. Если ты не уверен в себе, то выполнять трюк не стоит — так ты только себе навредишь».


Фото 2 - В режиме триального времени


Друг железный

Это только на первый взгляд кажется, что прыгать по камням можно и на дедовском «дружке». На самом деле велосипед для велотриала — куда более сложная штука. Профессиональный велосипед обойдется тебе примерно в 2000 евро, но начать можно на более скромном любительском — примерно за 20 000 руб.


ТОРМОЗА

У триал-байка должны быть задние и передние гидравлические тормоза. Михаил Суханов рекомендует колодки в металлическом корпусе с жесткой резиной: они обеспечивают моментальное торможение.


РАМА

Раму чаще всего делают из алюминия, но некоторые российские триалисты заказывают себе модели из титана: он более прочный и долговечный. Седла нет, чтобы не перегружать велосипед.


РУЛЬ

Должен быть без трещин и спаек. У триал-байка всего одна скорость: из соображений экономии веса. Кстати, средний байк весит 6,5 кг.


КОЛЕСА И ШИНЫ

Стандартный размер колеса — 20 дюймов. На ободе Михаил Суханов с помощью «болгарки» делает насечки, чтобы колодки схватывали быстрее. В триале чаще всего используют «липкие шины» — они лучше цепляются за препятствия и помогают спортсмену держать равновесие.


ПЕДАЛИ

У байка должны быть широкие педали с шипами для удержания подошвы. Крепить на них замки и ремешки запрещается: чтобы спортсмен в любой момент мог соскочить с велосипеда.


ГДЕ ЗАНИМАТЬСЯ?
Отвечает Олег Цирельсон:
«Подойдет любой городской сквер или здание, где есть большие ступени или парапеты, — это хороший старт для начинающих триалистов. Советую начинать либо с тренером, либо хотя бы с напарником. Посмотри в интернете пару роликов, а потом постарайся воспроизвести увиденное на улице: один пусть делает, а второй контролирует. Обязательно надень защиту: шлем, наколенники, перчатки. Дети до 18 лет в Москве могут прийти в школу велотриала Детского спортивно-туристического клуба «Титан», остальные — в академию велотриала при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма».


Где смотреть?
10-12 ИЮНЯ
Москва,
Кубок России-2011
28-31 ИЮЛЯ
Москва,
чемпионат России-2011
29 АВГУСТА — 5 СЕНТЯБРЯ
Шампери, Швейцария, Чемпионат Мира

Полный список российских соревнований — на сайте velotrial.ru

Текст: Александр Беляев

Фото: ap. Getty/fotobank

Комментарии

3
Женя
17 июня 2014 11:06

боюсь этой хрени раз чуть не убился на такой хрени!теперь стремно как то

Арт
02 июня 2011 19:54

просто по дорожкам скучновато!)
порой надо кровь разогнать, попадать)
Лично занимаюсь Фрирайдом уже 4 года

Виктор
26 апреля 2011 12:20

а мне нравится просто по дорожкам кататься

Добавить комментарий
Показать ещё