Вилами по воде

Романтика странствий, шторма, водка в кубрике и Ассоль на берегу в ожидании чуда — этот блистающий мир вот-вот станет доступен обывателю.

Главное, вовремя получить нужное образование. Ну и денег чуть-чуть.

Фото 1 - Вилами по воде

Быстрый курс мореходки
Первым делом нужно научиться управлять яхтой. Официально. Придется идти учиться, причем самое обидное, что большей частью — на берегу. В столице и других крупных городах существует масса курсов, где выдают морские права. Самые простые — государственное удостоверение на право управления катером, моторной лодкой и гидроциклом в различных районах плавания. Более солидный документ — Российский государственный диплом капитана прогулочного судна (без ограничения мощности).
На превращение из салаги в капитана уйдет пара-тройка месяцев. И вот тут-то без стажировки на воде (порядка месяца) не обойтись. Но есть документ и круче — Международное свидетельство яхтенного капитана.
Чтобы обзавестись этой заветной бумажкой, нужно провести в море не менее 10 суток и совершить переход протяженностью не менее 200 морских миль. Если справишься — получишь право бербоут-чартера, то есть сможешь брать за рубежом парусную или моторную яхту в аренду без экипажа. Свидетельство также дает право управлять своей яхтой в иностранных и международных водах, а значит, полную свободу передвижений по водной глади.


Фото 2 - Вилами по воде

Персональное судно
С правами все довольно просто, более сложная задача — выбрать яхту. Будешь ли ты летать по акватории на предельных скоростях или тебе достаточно выйти на воду, поднять паруса и пускать пузыри на борту — решай сам. Есть моторные яхты и есть яхты с парусами — от того, какую выберешь, зависит весь твой водный досуг.
На первых хорошо устраивать заплывы с девочками и игристым вином. Там кожаный салон, ГУР и кондиционер. Моторная лодка и катер тоже сгодятся для водных пикников, пусть и в менее гламурном исполнении. Рули себе одной рукой и наслаждайся.
Парусные суда, конечно, гораздо романтичнее, но и попотеть придется прилично. Мало того что нужна физическая сила, так тут еще изволь помнить, как вся эта конструкция работает. Зато, если говорить о простых моделях, такие суда обойдутся дешевле, чем аналоги с моторами.
Для неспортивного поведения на борту идеальным вариантом будет круизная яхта — большая посудина с удобной каютой и широкой палубой для загорания. Можно кататься у берега, а при желании спокойно слинять в нейтральные воды и далее за границу. Если серьезный спорт в планы не входит, но некий водный фитнес вполне по душе — бери крейсерско-гоночную яхту. Она обладает всеми прелестями круизной, плюс может участвовать в гонках. Каюта, веселая компания и смех под парусами обеспечены. Тем же, кто не может сделать выбор в пользу паруса или мотора, подойдет мотосейлер — яхта с мощным двигателем и небольшим парусом. Два в одном. Она удобна тем, кто боится мертвого штиля.
Впрочем, поставить мотор можно на любую парусную лодку. С ним легче выйти в акваторию, пришвартоваться. Можно поднять паруса для видимости, а самим медленно перемещаться на моторе. Вот только в гонках пользоваться им категорически запрещено.

Фото 3 - Вилами по воде

Храните яхты в…
После покупки судна придется вступить в яхт-клуб. Именно там яхта получит прописку. Не у дома же ее парковать! Там же, в клубе, она будет и зимовать, это время ляжет тяжелым грузом на кошелек капитана: хранение — удовольствие недешевое.
Главная проблема нашей страны — погода. Это у природы нет плохой погоды, у нашей страны она есть. Сроки наступления известны: с сентября по май на большей части территории холодно и мерзко. Тут не до яхт. Они отправляются на заслуженный отдых. На берег. Вариантов несколько: хранить в специальных помещениях типа гаража для авто — эллингах. Там яхты просыхают, на них не льет с неба, там же удобно провести ремонт. Более дешевый выход — перезимовать под навесом: расплата — весь букет от воздействия снега, ветра и льда. Еще дешевле хранить под открытым небом, но тут, если яхту не укутать должным образом, можно попасть на серьезный ремонт.

Фото 4 - Вилами по воде

Без затрат
Самый бюджетный вариант — взять яхту напрокат. С капитаном и коком. Для этого не нужны права, разрешения и большие суммы. В России довольно резво развит бизнес по аренде яхт. Можно путешествовать по нашим теплым морям и рекам. При наличии более серьезного бюджета советуем отправиться на Средиземноморье. Вокруг Греции, Кипра, Испании, Хорватии организуют длительные заплывы. Недельный тур обойдется менее чем в 3000 евро. Правда, к этой сумме надо прибавить еще цену авиабилета.
Опытные яхтсмены советуют перед покупкой своей яхты для начала съездить в такой круиз, чтобы проверить, надо ли тебе вообще связывать свою жизнь с парусами. Если тебе все понравилось, то учти, что простую яхту, естественно подержанную, можно купить тысяч за $30. Что сравнимо с покупкой авто среднего класса. Зато эмоции не идут ни в какое сравнение — даже простенькая яхта значительнее навороченного авто.
Если же для тебя и на суше, и на воде самое главное — скорость, придется обратить взор в сторону катамаранов.

“Формула-К”
Фото 5 - Вилами по водеТо плавсредство, что дают в аренду в парках отдыха и называют “катамаран”, к нашим скоростным судам не имеет никакого отношения. Его правильно величать, как это делают на Украине, “гидропед”: два корпуса, педали и удобные кресла. На таком накатаешься на пенсии с внуком, пока же на повестке дня другая игрушка — катамаран класса “Торнадо”.
Из всех известных плавсредств катамаран — самое странное. Сам посуди: две лодки, скреплены балками. Посередине нечто, напоминающее невод или даже батут. Кают-компании, где можно под стаканчик рома поорать про сундук мертвеца, тоже нет. Даже юнги в команде не числится — все приходится делать вдвоем с напарником. Зато на катамаране можно гонять. Быстро и довольно небезопасно. Наверное, поэтому катамараны класса “Торнадо” сравнивают с гоночными болидами “Формулы-1”.
Исторически этот вид плавсредств появился на свет, когда аборигены поняли, что неустойчивую пирогу перевернуть куда проще, чем два скрепленных бревна. Второй шаг был сделан, когда в 60-х годах прошлого века европейские мореманы решили творчески переосмыслить ноу-хау братьев с австралийского континента. Так появился скоростной спортивный катамаран класса “Торнадо”. Появился и сразу привлек внимание отчаянных любителей погонять по воде. И необычная форма, и легкость в управлении, и особенно скорость (ведь катамаран вдвое быстрее в сравнении с традиционными яхтами) говорили в пользу нового водного транспорта.
Первые корпуса строили из фанеры, правда, она себя не оправдала — тяжелела, ломалась. В итоге ей на смену пришел стеклопластик. Сейчас это стандарт, как и расстояние между корпусами, которое не должно превышать 2 м 60 см. Эту площадь занимает натянутая нейлоновая ткань — трамплин, а во главе конструкции — мачта. Экипаж состоит из двух человек, общий вес которых в идеале должен быть равен 150 кг. Хороший Tornado в сильный ветер может идти со средней скоростью 25 узлов — примерно 45 км/ч.

КАТАМАРАН «ТОРНАДО»

Основные характеристики: 

Длина наибольшая

6,09 м

Длина по ватерлинии

5,78 м

Ширина наибольшая

3,01 м

Осадка корпусом/швертом

0,19/0,78 м

Масса

160 кг

Площадь парусности: общая/грота

21,8 м2 /15,3 м2 

Экипаж

2 чел.             

Вооружение
Под этим зловещим словом скрывается все оборудование лодки, включая паруса, которые шьются на каждую лодку строго индивидуально. Даже за большие деньги никто в мире не сошьет “точно такие паруса”, как у лидера сезона. Это принципиально невозможно. Цена на парус начинается от полутора тысяч евро.


Соленых дел мастер
Фото 6 - Вилами по водеСергей Джиенбаев знает о катамаранах все: он их строит (в Таганроге), он на них плавает (по всему миру), он на них побеждает (Сергей — член сборной России).


— Почему ты выбрал именно класс “Торнадо”?
— Каждый мальчишка, увлекающийся яхтингом, мечтает покататься на королевском катамаране. Я — не исключение. Покатался и подсел.

— Как далеко можно заплыть на катамаране и как долго можно путешествовать?
— Олимпийская программа Tornado проходит в прибрежной акватории. Хотя есть и регаты, которые проходят на далекие расстояния. Например, тысячемильная гонка в Америке. Так что кататься можно по-разному.

— А как бороться с качкой?
— Главное — не спускаться в каюту, а так как на “Торнадо” ее нет, это не проблема. На яхте лучше занять место на палубе как можно дальше от носа — там меньше качает.

— А женщин на борт берете или это плохая примета?
— Берем, причем желательно красивых. Вообще у нас открытый класс — допускаются к гонкам и смешанные экипажи.

— Это спорт. А отдых в женской компании на катамаране возможен?
— Конечно! Во-первых, на катамаран девушки садятся не в вечерних платьях, а уже в купальниках. А во-вторых, когда море спокойное, светит яркое солнышко, на борту — одна сплошная романтика.

— Не напрягает тот факт, что, в отличие от большого судна, здесь нет кроватей и прочих удобств?
— Как нет кроватей? Между поплавками одна сплошная кровать 3 на 3 м, хорошо натянутый гамак — валяйся не хочу!

— Как решается проблема питания на борту?
— На берегу берешь курсы у повара-японца. После этого все что нужно — две удочки и нож, и у вас на борту всегда будет отличный японский ресторан.

— А как хранить катамаран?
— Это не проблема. Главное удобство в том, что он полностью разбирается, как конструктор. Под него делаются прицепы для перевозки. Хранится в гараже или подвале.

— Сколько стоит плавсредство?
— Примерно 30 000 евро. Подержанный — как договоришься, обычно на 50% дешевле.

— Можно ли поднять денег, обладая катамараном?
— Спокойно! Прокат, обучение, профессиональные гонки, коммерческие гонки для любителей. Можно неплохо развернуться.


Главные регаты мира
Для каждого яхтсмена большая честь хотя бы раз в жизни поучаствовать в этих состязаниях. Имена победителей навсегда вписываются в пантеон яхтенной славы.

Velux 5 Oceans
Самая длинная одиночная гонка на Земле. Протяженность гонки, которая раньше называлась Around Alone, — 30 000 миль, причем проходят они по самым тяжелым и отдаленным океан­ским районам. Участвует один человек, на парусной лодке. Сам себе капитан, экипаж и собеседник. Единственная радость — можно выходить в интернет. Гонка имеет максимум пять этапов, каждый из которых составляет около 6000 морских миль. Такой принцип соревнований создает и постоянно подогревает мировой интерес к гонке, в частности у тех стран, в которых яхты стартуют, финишируют и делают остановки. Правила позволяют участникам ремонтировать свои яхты. Это дает возможность самим рассчитывать время остановок и ритм продвижения по маршруту. Регата проводится раз в четыре года.

Volvo Ocean Race
Престижная кругосветка на призы от автомобильного гиганта. Проходит в несколько этапов. В 2009 году финишировать будет в Санкт-Петербурге, что станет главным событием в парусной жизни страны. Маршрут известен.
Старт в Испании. Первый этап финиширует в Кейптауне (ЮАР). Следующий — до Дубая, остановка на несколько дней, затем переход в Индию. Далее регата направляется в Китай, потом следует протяженный этап до Новой Зеландии. Затем большой четырехнедельный переход до Рио-де-Жанейро (Бразилия). Следующим пунктом будет Бостон. Затем — переход в Ирландию, потом этап до Гетеборга или Стокгольма. Финиш, как уже говорилось, в Санкт-Петербурге. В каждом городе предусмотрен отдых в течение пяти-десяти дней, а также портовые гонки.

Vendee Globe
Французская яхтенная гонка. Участники в одиночку идут вокруг света без остановки по маршруту: Ле-Сабль-д’Олон (Европа) — мыс Доброй Надежды (Африка) — мыс Люин (Австралия) — мыс Горн (Южная Америка) — Ле-Сабль-д’Олон. Всего 27 000 морских миль. По правилам на регату допускаются лодки размерами от 50 до 60 футов (15-18 м). Яхтсмены движутся вдоль одного континента — Антарктиды, в 40-х и 50-х широтах. Самых сложных и страшных. Эта регата считается наиболее опасной из-за маршрута и из-за безостановочного режима. Шкипер должен быть старше 21 года, ему необходимо совершить квалификационное плавание на 3000 миль (обычно это пересечение Атлантики).

Rolex Sydney Hobart Yacht Race
Одна из самых сложных океанских гонок. Регата проходит от Сиднейской гавани до берегов Тасмании. Сейчас в ней принимают участие более 300 яхт. В 2001 году маршрут удалось преодолеть менее чем за два дня. Победители получают в подарок два дорогущих хронометра от Rolex.

Кубок Америки
Старейший в мире спортивный Кубок. Основан в 1851 году. Получил свое название в честь шхуны “Америка”, которая победила в престижной английской регате в том же 1851 году. Кубок разыгрывается в серии матчевых гонок между представителем страны, победившей в прошлом цикле, и претендентом. Претендент является победителем предварительных отборочных соревнований. Место поединка выбирает обладатель Кубка.

Комментарии

1
Женя
25 мая 2014 19:38

слишком дорогая вещь)для рядового читателя MH))

Добавить комментарий
Показать ещё