Буря в пустыне

5 января 2008 года в Лиссабоне стартует тридцатый по счету ралли-рейд Дакар.

Наш мотогонщик Алексей Наумов, чемпион России по эндуро и кантри-кроссу, готовится пройти его в составе заводской команды КТМ.

— Для меня мотоцикл — спортивный снаряд, тренажер. Естественно, я к нему очень хорошо отношусь: с каждым знакомлюсь, благодарю после гонок, общаюсь как с живым существом. Но по городу я всегда передвигаюсь только на машине. Адреналина мне и на тренировках хватает. Я очень много видел травм. И мой хороший друг насмерть разбился на мотоцикле. Это во многом меня останавливает.

— Даже несмотря на то, что ты профессионал?
— На дороге многое зависит не от тебя. Ты можешь быть суперпрофессионалом и ехать со скоростью 60 км/ ч аккуратно по городу, а какой-нибудь дурачок вырулит из-за поворота и тебя подрежет. А у меня спорт: тренировки, соревнования. Не должно быть ни единого шанса, что травма выбьет меня из графика. Ни мои друзья-спортсмены, ни профессионалы, с которыми мне доводилось общаться в Европе, — практически никто не ездит на мотоцикле по городу. Даже несмотря на то, что в Европе и ситуация на дорогах спокойнее, чем у нас, и водители внимательнее, и погодные условия лучше.

— Опыт вождения мотоцикла помогает за рулем автомобиля?
— Конечно! Во-первых, мотоцикл развивает реакцию. Во-вторых, после него начинаешь машину гораздо лучше чувствовать: двигатель, скорость, резину, торможение. Все намного четче. А потом — спортсмены-мотоциклисты все очень спокойные. Я не знаю никого, кто бы лихачил. Могут быстро проехать, но без риска. Все под контролем. Потому что спорт у нас травмоопасный, постоянно прикладываемся. И, садясь за руль мотоцикла, ты прекрасно понимаешь, что с тобой будет, если ты куда-то не впишешься.

— Автомобилистам стоит попробовать себя в мотоспорте?
— Если у человека лежит душа к мотоциклу, то, мне кажется, cтоит. Именно на спортивном мотоцикле, не на дороге. Лучше пробовать мотокросс на специально подготовленных трассах, где все зависит только от тебя, от твоей техники вождения. Где есть возможность почувствовать снос колес, степень сцепления с грунтом, передатчиками поработать, тормозами, понять, насколько ты контролируешь машину. На трассе сразу человека видно, видна его физическая подготовка. А сесть и по прямой открутить 300 км — ума не надо. Поэтому ребята и бьются.



— Я думаю, что ребята и на “Дакаре” не меньше бьются, хоть и профи.

— “Дакар” — двухнедельная гонка, 10 000 км и всего один день отдыха. Каждый день ты проезжаешь по 500-600 км. Это очень серьезные нагрузки. Самый сложный в мире ралли-рейд. И, конечно, там часто случаются травмы. Смертельных случаев очень много среди мотоциклистов. От истощения организма, от перегрева. Да и разбиваются на больших скоростях. Ведь как бывает: ехал мотоциклист на скорости 120 км/ч, решил очки протереть, отвлекся, а ему в это время камень попал под заднее колесо. И все: полетел впереди мотоцикла. Естественно, у каждого автомобиля и мотоцикла есть датчик, позволяющий следить за тем, где находится гонщик в данное время. Но за всеми уследить невозможно. Нельзя же сказать человеку, который находится на трассе: ты тут не гони, тут очень опасно, обрыв или каньон. Поэтому надо читать легенду и быть очень внимательным.

— А как обстоят дела с едой в дороге?
— У каждого спортсмена своя программа. Каждого ведут свои медики. Поэтому и диета у каждого своя. Утром — завтрак плюс витамины. С собой — дополнительное питание. Конечно, я беру не сэндвичи в корзинке, их везти неудобно. Я выбираю энергетические батончики и углеводные коктейли. Кроме того, у меня за спиной есть так называемый кэмл-бэг, в котором 2,5 л изотонического раствора, богатого минералами и витаминами. То есть ты, грубо говоря, остановился на заправке, перекусил, попил и едешь дальше. А вечером, когда приехал — съел кусок мяса и еще витаминов горсть.

— Ты едешь целый день. О чем ты думаешь?
— Если трасса сложная, думаю о том, как бы поворот не пропустить. Если прямая — просто еду, удовольствие получаю. Думаю о любимой девушке, о том, как приеду и поем или выпью банку пива. Иногда просто глазею по сторонам. Бывают трассы очень красивые. Так и хочется остановиться, чтобы пофотографировать. Тем более что во всех населенных пунктах есть ограничение скорости в 40 км/ч. Есть время поглазеть на бедуинские построения. Главное, чтобы камнями не зашвыряли, а то случается и такое.

— Ты долго готовился к гонкам?

— К “Дакару” я готовлюсь очень давно. Можно сказать, с тех пор как впервые сел на мотоцикл. Потому что для участия ты должен быть прежде всего спортсменом-мотоциклистом. Причем в хорошей форме. Тут нужен многолетний подход… И все равно я еду не выигрывать “Дакар”. Я хочу в него втянуться. Cъездить, почувствовать атмосферу, понюхать. Понять, как там надо ориентироваться, как ехать. Понять себя, понять эту гонку. Наконец, просто финишировать.



“Дакар”
Ежегодный трансконтинентальный чемпионат по ралли, долгие годы более известный под названием “Париж — Дакар”. Проводится с 1978 года. Финиширует, как правило, в Дакаре, столице государства Сенегал. В гонках принимают участие как профессиональные спортивные (заводские) команды, так и любители (до 80% участников). Побеждает тот, кто первым проедет всю трассу от старта до финиша. Российским мотоциклистам пока еще ни разу не удалось не только победить, но даже просто финишировать.



Тренировка

По объему и свойствам физической нагрузки мотокросс сравним с греблей: и там и тут активно работают спина, ноги и руки. Кроме того, мотоциклистам приходится много балансировать, задействуя мышцы кора. Получается, что работает все: от шеи до копчика. По 10-12 часов в сутки, если речь идет о ралли дакаровского размаха. Готовиться к таким нагрузкам приходится серьезно. Слово спортсмену.

Веломания
Мы много работаем на велосипедах, можно по пересеченной местности, можно по асфальту, можно и в тренажерном зале, но лучше на обычном велосипеде. Во-первых, свежий воздух, во-вторых, рваные темпы: где-то в горочку, где-то с горы... Я проезжаю по 80-100 км за тренировку при ЧСС 140-145.

Бегом от инфаркта
Я бегаю очень много. У меня есть любимый лес в деревне, сосновый, там дорожки песчаные. Просто в спокойном темпе, чтобы сердце работало, бегаю по лесу, дышу. Продолжительность — 60-90 минут.

Плавание
На мой взгляд, это самый безопасный вид физических нагрузок, где укрепляются все мышцы и тянется позвоночник, что очень важно, потому что на него у нас идут большие ударные нагрузки. Один раз в неделю ты должен час плавать.

Скалолазание
Укрепляет запястья, развивает баланс, и опять же, когда ты поднимаешься, ты растягиваешься. О скалолазании я узнал от европейцев — умные парни! 30-40 минут достаточно.

Спортзал
Работа в фитнес-клубе начинается с разминки на гребном кардиотренажере — 30 минут. Далее по такой программе:
1. Фронтальная тяга широким хватом: 3 сета по 10-15 повторов.
2. Приседания: либо 2 сета по 1000 повторов с собственным весом, либо с 40 кг 6 сетов по 120-160 повторов.
3. Икры сидя: 3-4 сета по 15-30 повторов.
4. Гиперэкстензии наклонные: 5 подходов по 40 повторов.
5. Подъем ног в висе на турнике: 5 сетов по 20 повторов.
6. Скручивания: 5 сетов по 40 повторов.

Комментарии

2
Женя
25 мая 2014 18:00

но дакар это круто.и чем больше читаю MH тем больше хочется совершить что нибудь чумачечее прыгнуть с парашутом или в поход в тайгу или по какой нибудь реке сибирской спуститься!

Алексей
27 апреля 2014 14:52

Да, обезвоживание встречает тебя внезапно. Много случаев читал как спортсмены от него погибали, но они даже не чувствовали что находятся уже на грани.

Добавить комментарий
Показать ещё