Приключения в гоночном режиме

«Мульти» бывают не только витамины, но и спорт. И для тех, кто неравнодушен к экстремальным испытаниям, приключениям и путешествиям, мультиспортивные гонки (по-англ. «adventure races») — то, что доктор приписал.

Фото 1 - Приключения в гоночном режиме

Интрига от старта до финиша

Итак, что же из себя представляют мультиспортивные гонки. Приставка «мульти» как бы намекает нам, что речь идет о чем-то комплексном. И намекает неспроста. Аdventure races — это соревнования, где на каждом этапе — свой вид передвижения: бег, горный велосипед, ролики, верховая езда, гребля на разнообразных плавсредствах (каяках, рафтах, байдарках, иногда даже на надутых автомобильных камерах) и др. В каждой гонке — свой набор дисциплин. Тут уж все зависит от особенностей ландшафта и буйства фантазии организаторов. Маршрут привязан к расположенным на местности контрольным пунктам (КП), поэтому участники должны уметь читать карту, пользоваться компасом и GPS-навигатором. Впрочем, сгодится и наличие зычного баса, которым ты, заплутав в джунглях, будешь призывать к себе на помощь добросердечных коллег по несчастью.

Выбор пути следования от одного КП к другому — процесс творческий, и каждая команда выбирает самый логичный, с ее точки зрения, маршрут. Впрочем, иногда организаторы устанавливают какие-нибудь ограничения типа «Проход через деревню амазонок запрещен. Штраф — 100 бат» (обычно за нарушения назначают временные штрафы, плюсуемые к общему времени прохождения дистанции, или вообще дисквалифицируют команду), что прописывается в регламентирующих документах. Движение по маршруту происходит, как правило, в режиме «non-stop» — время на отдых, сон и еду жестко минимизируется. За несколько дней путешествия порой удается поспать лишь 4-5 часов, а суточные гонки вообще проходятся в режиме 24-часового бодрствования.

Фото 2 - Приключения в гоночном режиме

Одна из изюминок приключенческих гонок (именно так принято называть подобные мультиспортивные состязания) — то, что интрига сохраняется с момента старта и до самого финиша. Никогда не известно, что за сюрпризы приготовили «режиссеры» трассы на этот раз, и какое болото с крокодилами ждет участников за следующем поворотом. Иногда, чтобы добраться до КП, приходится карабкаться по отвесной стене или спускаться в подземную пещеру. А бывает, что тоненькая синяя полосочка на карте, которую ты наивно принял за ручеек, в реальности оказывается бурной речкой без каких-либо мостов в зоне видимости. Тогда команде приходится искать брод и преодолевать неожиданное препятствие, маршируя по грудь в ледяной воде, или устраивать веревочную переправу. Кстати, все снаряжение, которое может пригодиться на этапе, а также запасную одежду, воду и еду участники прут на себе — рикши и супермаркеты на таких гонках не предусмотрены.

Каждая продолжительная приключенческия гонка в обязательном порядке является командной, поскольку в пути спортсмены-путешественники могут встретиться с реальной опасностью или даже получить травму. Сольное участие возможно только на коротких дистанциях. Что касается состава команд, то тут есть свои нюансы. Команды-«двойки» могут состоять из участников любого пола, а в «четверках» непременно должна присутствовать хотя бы одна женщина. Зачем команде слабое звено? Сначала таких ограничений не было, и на старт допускались чисто мужские коллективы. Но парни рвали со старта, как стадо бешеных бизонов, и в скором времени попросту выдыхались, загоняли себя и друг друга, что приводило сходу с дистанции. Никто из мужиков не хотел казаться слабее остальных и не решался озвучить желание посидеть-отдохнуть даже тогда, когда в этом назревала острая необходимость. А женщине вроде как не зазорно сказать: «Я устала, проголодалась и вообще хочу позагарать» — и тут же вся команда с облегченным вздохом располагается на отдых. Так что сегодня «3 + 1» — это классический международный стандарт.



Временной формат

Аdventure races могут быть, как длинными, изматывающими, требующими серьезной подготовки, так и очень короткими. И если маршруты продолжительных гонок, по большей части, прокладываются вдали от цивилизации — по горам, пустыням и джунглям, то мини-приключение запросто вписывается даже в городские декорации. Некоторые спринтерские гонки длятся всего несколько часов (именно в этом формате проходит Men’s Health Urbanathlon & Festival), и, как правило, такие мероприятия являются самыми массовыми, поскольку на старте собираются и малоопытные участники, и монстры мультиспорта. Для первых это хорошая возможность попробовать свои силы и понять, на что они способны; вторых же привлекает возможность потренироваться перед более серьезными соревнованиями, ну и, конечно, шанс урвать кусок «призового пирога».

Наиболее распространенными в России являются 12-24-часовые гонки. За это время вполне можно успеть наглотаться адреналина по самое не хочу. Но мечта настоящих адреналиноманов — продолжительные экспедиционные гонки, которые идут 2-7 суток, а иногда и более. Конечно, на старт такого ивента без хорошей спортивной подготовки выходить не стоит. И тут надо реально оценивать свои возможности. Если тебе под силу преодолеть несколько сотен километров за несколько дней исключительно на автомобиле, а уж никак не на велосипеде и на своих двоих, рисковать не стоит. Погружение в пучину мультиспорта должно быть плавным и постепенным. Кстати, осенью Men’s Health предоставит тебе отличную возможность проверить себя на прочность — очередной Men’s Health Urbanathlon & Festival вполне может стать твоим первым шагом в мир приключенческих гонок.

24 сентября участники приключенческой гонки от Men's Health рванут навстречу приключениям и ценным призам в Парке Горького. На маршруте тебя будут ждать 6 искусственных препятствий и несколько контрольных пунктов, которые необходимо найти по карте (ее тебе выдадут перед самым стартом). Длина приключенческой трассы — около 15 километров, которые тебе нужно будет пробежать, проползти, пропрыгать и т.д.. Главное — прийти первыми, поскольку на финише тебя ждет приз — поездка на двоих в приключенческий тур Men’s Health Adventure (положен победителям в каждой из категорий).

Зарегистрироваться на мероприятие может любой желающий бесплатно на сайте mhua.ru. Для этого нужной найти напарника (команды участников по два человека делятся на три типа: мужские, женские, и смешанные), придумать название своей команде и оставить заявку на сайте. Остальное — дело тренировок. Кстати, о тренировках. Если ты хочешь участвовать, но не уверен, что доковыляешь до финиша живым, сеть фитнес-клубов World Class предлагает программу по подготовке к марафону. Самые активные участники (по 10 пар от каждой категории) получат право представлять World Class на Men’s Health Urbanathlon. Более подробно об условиях подготовки можно узнать на сайте worldclass.ru.


Фото 3 - Приключения в гоночном режиме




ТОП-5 российских приключенческих гонок

Три-О-ТлонСтарейшая российская гонка, в этом году прошла в 10-й, юбилейный раз. Место проведения неизменно — Ленинградская область, Карельский перешеек. Изначально соревнование строилось на трех видах ориентирования (отсюда — три "О"): бегом, на велосипедах и по воде. Позже появились веревочные этапы. На одном из ТОТ родился ставший теперь мегапопулярным «пампасинг» — этап, проложенный по труднопроходимым участкам пересеченной местности. Дистанция гонки, как правило, построена «ромашкой» — все этапы начинаются и заканчиваются в центре соревнований. В зависимости от желания поэкстремалить, участники распределяются по трем категориям. Контрольное время на самой длинной и сложной дистанции — 24 часа.
Неоспоримый авторитет этой гонки — заслуга команды организаторов во главе со спортсменом-ориентировщиком Денисом Куприенко. Хорошие карты, четкая постановка КП, отличная организация базового лагеря делают «Три-О-Тлон» эталоном приключенческих гонок в России.

1

Red Fox Adventure Race Несмотря на «питерские» корни — полная противоположность «Три-О-Тлону». Гонка ежегодно мигрирует — от заполярных Хибинских гор до субтропических окрестностей Красной Поляны (в этом году десант отправился в республику Карелию, Сортавальский район). Дизайнер трассы, небезызвестный турист-путешественник Константин Бекетов, полон решимости познакомить участников с нетронутыми уголками российской природы, моделируя для них автономное путешествие на 24-72 часа нон-стоп под девизом "Умрем тяжело!". К выбору точек для установки КП Костя всегда подходит очень тщательно, что позволяет спортсменам обозреть максимальное количество достопримечательностей. Обратной стороной медали, как правило, является ряд недочетов в организации, минимум комфорта для участников, невнятные карты. Зато единение с природой достигается в полной мере, а преодоление задуманной автором дистанции до конца приравнивается к подвигу, наполняет гордостью и заряжает впечатлениями на год вперед.
По результатам опросов, гонка может одновременно лидировать в номинациях «Жесть года» и «Самая красивая гонка года». Ну а в текущем сезоне у нее есть шанс стать «Незачетом года»: эксперимент с введением формата приключенческого рогейна (ориентирование по выбору) участникам не особо понравился.

2

Фото 4 - Приключения в гоночном режиме

«Авантюра Рейд»Вторая по «родовитости» российская приключенческая гонка. Проводится с 2003 года в Белгородской области, где тьма-тьмущая колоритнейших природных рельефов. Трасса прокладывается по красивейшим местам Белогорья и располагает массой сложных и оригинальных препятствий. Короче, белгородская «Авантюра» — это жесть в чистом виде. Для желающих вкусить настоящих испытаний на прочность, в том числе и психологических, бессменный директор Вадим Шмайлов каждый год готовит новые зубодробительные задачки: отправляет участников лазить с велосипедом по высоким деревьям и узким трубам, плавать в торфяных болотах и прорубаться на байдарке сквозь камышовые плавни и завалы из бревен. Одним словом, этот челлендж — для реальных пацанов!т

3

«Осенний Марафон»Главная приключенческая гонка Московского региона, проводится с 2006 года в последние выходные августа. И пускай Московская область не может похвастаться таким разнообразием рельефа и природных красот, как север или юг России, но близость к столице и сам формат "Фестиваля приключенческих гонок" (здесь есть категории на любой вкус) традиционно привлекают множество участников. В планах директора гонки, Дениса Жилина, и Московской федерации приключенческих гонок — вывести "Осенний Марафон" за орбиту Московской области.

4

«Буря в степи»Отдаем должное югу России и «третьей столице» российского мультиспорта — Ростову-на-Дону, где число гонок и их приверженцев растет стремительными темпами. Команда Егора Расторгуева и турклуба «Планета» давно шагнула за пределы области и успешно осваивает Северный Кавказ. Из уже сложившихся брендов самый известный — «Буря в степи», которая каждую осень, начиная с 2007 года, обрушивается на Донские степи. «Фишка» ростовских гонок — большое количество технических этапов. Пожалуй, это самая навороченное мероприятие такого рода в России, требующее от участников незаурядного владения веревочной горной техникой.
Ближайшая «Буря» прогремит 21-23 октября в районе Цимлянского водохранилища. В этом году организаторы решили слегка сократить километраж (с 150 км до приблизительно 120 км), чтобы перевести гонку из разряда «остаться в живых» в категорию «соревнование с напряженной борьбой».

5

Фото 5 - Приключения в гоночном режиме


Фото автора.

Комментарии

1
Женя
10 июня 2014 15:18

ух ты)круто не знал что такое есть.типо триатлон только еще мультифункциональней

Добавить комментарий
Показать ещё